Старики-разбойники» вышли в 1971 году и идея фильма пришла Эльдару Рязанову в больнице. У режиссера начались проблемы после смерти матери и в госпитале он познакомился с отставным прокурором, которого насильно выпроводили на пенсию.
Мэтр докрутил сюжет и вот перед нами предстал следователь Николай Мячиков, решившийся на фиктивное ограбление, после которого его точно не станут увольнять. Вот только на этапе съемок возникла загвоздка.
Реальный музей Юрий Никулин грабить, пусть и понарошку, не хотел. Потому Рязанову пришлось составлять настоящий калейдоскоп из кадров: внешний облик музея сыграл Львоская ратуша, а его лестницу сняли в здании МГУ на Моховой. Вообще рязановская Москва мало походила на настоящую, потому что общие планы фильма снимали преимущественно во Львове. Исключением стала сцена ограбления, снятая в Трубниковском переулке столицы.
Картина украденная главными героями хранится в Эрмитаже. Копия «Портрета молодого человека с кружевным воротником» Рембрандта единственный настоящий предмет искусства, показанный в ленте. Остальные были бутафорскими. Конные статуи, бегущие за героем Никулина, вдохновлены изваяниями кондотьеров Гаттамелаты и Коллеони из Пушкинского музея.
Впрочем, из-за мастерской работы Рязанова увидеть подвох не удалось. Фильм выглядит органично даже спустя долгие годы, как и другие ленты мастера.