Одним из самых загадочных персонажей в мировой литературе остается Воланд из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Кто он — всесильный дьявол, карающий грешников, или всего лишь наблюдатель, равнодушно фиксирующий человеческие пороки? Не могут разобраться в этом противоречивом образе и режиссеры, выбирающие на его роль между Олегом Басилашвили, Аугустом Дилем и Александром Домогаровым.
Воланд: дьявол без рогов и копыт
Воланд появляется на первых страницах романа и сразу дает понять, что в Москву он прибыл неслучайно. В отличие от привычного образа дьявола, его внешность не выдает в нем потустороннюю сущность: высокий, элегантный мужчина в сером костюме с тростью, на которой выгравирована голова пуделя. Единственная странность — его глаза: один черный, другой зеленый.

Но именно он становится тем, кто нарушает привычный порядок жизни в советской столице, особенно это видно в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Встреча на Патриарших прудах с Берлиозом и Иваном Бездомным оборачивается катастрофой: редактор погибает под трамваем, поэт оказывается в психиатрической лечебнице. Воланд лишь предсказывает трагедию, но ничего не делает, чтобы ее предотвратить.
Так ли он плох? В отличие от типичного дьявола, Воланд не склоняет людей к греху. Напротив, он действует как судья, высвечивая самые темные стороны человеческой натуры.
Воланд в «Мастере и Маргарите»: карающий, но справедливый
Воланд и его свита не раз наказывают тех, кто заслужил. Председатель зрелищной комиссии превращается в пустой костюм, продолжающий подписывать бумаги. Степа Лиходеев, любитель пьянства и разгульной жизни, внезапно оказывается в Ялте (или лечебнице в «Мастере и Маргарите» Локшина). Барон Майгель, оказывающий «неоценимые услуги» властям, бесследно исчезает.

Но есть и другая сторона Воланда: он дарит Маргарите возможность спасти Фриду, наказанную за страшный грех, исполняет мечты Мастера и в финале романа дарует им обещанный покой.
Кем Воланд был на самом деле?
Булгаков не скрывает, что Воланд — отсылка к Мефистофелю из «Фауста» Гёте. Имя Воланд в оригинале звучит как «Junker Voland» — одно из имен дьявола в германских сказаниях.
Но среди возможных прототипов персонажа исследователи называют и реальные фигуры. Например, американского посла Уильяма Буллита, который устроил грандиозный прием в 1935 году, ставший прообразом Бала Сатаны.

Еще одна версия — великий генералиссимус. Именно советский политический деятель прекратил гонения на Булгакова, дал разрешение на постановку его пьес и, возможно, в каком-то смысле стал для писателя «волшебным помощником».
Некоторые критики считают, что Воланд и Мастер — две стороны одной личности. Один творит историю, другой пытается ее осмыслить. В этом смысле Воланд — не зло и не добро, а нечто большее: вечная загадка, которую каждому читателю предстоит разгадать самому. А вот эти отрывки из «Мастера и Маргариты» прочитали только иностранцы: в СССР вырезали 10% книги. К слову, вы знали, настоящее имя Мастера? Булгаков скрывал, но оно все же стало известно.