Последняя комедия Леонида Гайдая, «На Дерибасовской хорошая погода…», не стала столь же культовой, как его ранние фильмы, но в России ее, в целом, воспринимают положительно. На «Кинопоиске» у нее крепкие 7.0 баллов, а рецензии чаще всего теплые: зрители отмечают атмосферу 90-х, легкий сюжет и фирменный гайдаевский стиль.
Но стоит заглянуть на IMDb – и перед нами совсем другая картина. Здесь фильм оценивают на 6.0, а две трети рецензий откровенно разгромные. Для американцев это вовсе не веселая пародийная комедия, а «ночной кошмар», от которого хочется поскорее избавиться из памяти.
Западные зрители, судя по рецензиям, просто не понимают, что перед ними: странный боевик? Неудачная пародия? Классическая советская комедия? Один из рецензентов признается, что не ожидал такой работы от режиссера «Бриллиантовой руки», называя фильм вульгарным, несмешным и бесформенным.
«Совершенно нелепый сценарий подан в такой отвратительной манере, что кажется невероятным, что Гайдай снял бы такой фильм», — удивляется иностранец.
Другой отмечает, что Дмитрий Харатьян в главной роли «ужасен», а сюжет разваливается на ходу. Единственный светлый момент — игра Андрея Мягкова, но даже она не спасает общее впечатление.
«Вульгарный юмор, несмешные шутки. Игра Харатьяна вызывает отвращение. Это так не похоже на другие работы Гайдая».
Можно ли считать эту реакцию объективной? Вряд ли. Фильм слишком привязан к российским реалиям 90-х и советской культурной повестке, в которой ироничное изображение русской мафии, американцев и КГБ воспринималось как нечто естественное. Для иностранцев же это набор непонятных стереотипов, а шутки — либо гротескные, либо не вписываются в их культурный код.
Ранее мы писали: Человек, который устал смеяться: мечту всей своей жизни Леониду Гайдаю так и не дали осуществить