Когда Артемий Лебедев обозвал «Август. Восьмого» «куском дымящегося навоза», он, кажется, смотрел не ту ленту. Да, там есть ляпы вроде «цели на три часа» (что действительно смешно для военных), но западные зрители разглядели в картине то, что упустил наш язвительный дизайнер — настоящее кино с душой и характером.
Фильм начинается как простая история о мальчике-геймере и его матери, но уже через полчаса резко меняет тональность, превращаясь в беспощадный военный триллер. Батальные сцены сняты с неожиданной для российского кино детализацией: солдаты не бегут под пули супергероями, а ползают по развалинам и гибнут нелепо.

«Это "Черный ястреб" в миниатюре. Когда снаряд разрывает автобус, камера не щадит зрителя, показывая, как разлетаются на куски мотор и сиденья — уровень операторской работы, до которого российским боевикам обычно далеко», — уверяют на IMDb.
Да, финал с «роботом» может показаться наивным, но это гениальная метафора детского восприятия войны. Да, диалоги иногда хромают, но Светлана Иванова играет так убедительно, что, по словам зрителей, «веришь каждому ее отчаянному шагу».
«Особенно отмечу сцену с танком без снарядов, который прикрывает людей. Момент, когда техника становится по-настоящему человечной», — отмечают зрители.

Лебедев яростно ругал, IMDb скромно поставил 5.6, но иностранцы пишут:
«После этого фильма я аплодирую — впервые за 10 лет — российскому кино».
Разница в оценках заставляет задуматься: может, дело не в качестве картины, а в том, с какими ожиданиями к ней подходить?
«Август. Восьмого» — не шедевр, но куда лучше, чем о нем отзывались самые громкие критики. Это честное кино о войне, которое не стыдно показать за границей. И уж точно не «навоз», как выразился Лебедев.
Ранее мы писали: «Кусок дымящегося навоза»: Лебедев камня на камне не оставил от одного из лучших российских военных фильмов последних лет