Фёдор Бондарчук позиционировал «Сталинград» как первую российскую военную драму в IMAX и 3D — но внимательный зритель мог заметить, что за всем реализмом и скупой хроникальной подачей скрывается другая художественная интонация.
Вдохновением для фильма стала вовсе не «Летят журавли» и не военные ленты в духе советской классики. Главным референсом, как признавались авторы, стал стилизованный, почти комикс-блокбастер Зака Снайдера «300 спартанцев».

Комикс на новый лад
Как и у Снайдера, у Бондарчука — не просто батальные сцены, а гиперреалистичная эстетика войны: слоу-мо, ракурсы изнутри взрывов, драматические стойки героев на фоне падающих зданий. Фильм будто бы не столько про Сталинградскую битву, сколько про миф о стойкости и красоте жертвы.
Всё слишком выверено, слишком визуально. Так и просматривается идея: не историческая реконструкция, а стилизация под миф. Не случайно даже съемки велись под Петербургом: какая разница, где их вести, ведь на компьютере нарисуют что угодно.
«Эпизод с самолетом, снаряд, пробивающий сцену дома — все это нарисовано и стилизовано в гиперреалистичном ключе. За образец бралась картина "300 спартанцев" Зака Снайдера, знаменитая своей рапидной съемкой и необычной колористикой», — рассказывал Арман Яхин из студии «Main Road|Post», работавший над графикой.

Бондарчук признался, что работал без особых усилий
И вот здесь возникает ключевой поворот. Для самого Бондарчука работа над этим фильмом стала, по его словам, «прогулкой» — всего 79 съёмочных дней, против 222 дней на съёмках «Обитаемого острова». Он откровенно признавался: «Мне было страшно не хотелось, чтобы всё заканчивалось».
Этот контраст между напряжённым, полным огня и гибели экранным адом и расслабленным тоном режиссёра вызывает у многих недоумение. Для тех, кто горел в кадре — каскадёры, актёры, пиротехники — это была одна из самых тяжёлых и опасных съёмок. А для постановщика — почти как игра.
Получается, «Сталинград» стал не столько попыткой честно рассказать о страшном переломе войны, сколько создать национальный блокбастер, потратив на него 30 млн долларов. В этом фильме история подаётся так же, как героизм спартанцев в Термопилах — с пафосом, драматизмом и эффектом присутствия. А история реальных сталинградцев была где-то не на втором, а даже на третьем плане.
И если «300 спартанцев» превратили древнюю трагедию в зрелище, то «Сталинград» Бондарчука — попытка сделать то же самое с больной и сложной страницей отечественной истории. Получилось ли — вопрос спорный. Но отсылку понял не каждый, да и многие люди плевались при просмотре этого фильма о войне.