«Место встречи изменить нельзя» — культовый сериал, вошедший в историю. Владимир Высоцкий придал образу Глеба Жеглова неповторимую харизму, сделав его народным героем. Однако тот Жеглов, которого придумали братья Вайнеры в романе «Эра милосердия», заметно отличается от экранного.
1. Возраст и статус
В фильме Жеглов — зрелый, опытный оперативник, которому около 40 лет. Он — начальник отдела по борьбе с бандитизмом, лидер и наставник для Шарапова.
В книге же он молодой парень, всего 25-26 лет, и занимает гораздо более скромную должность — главы оперативной бригады. Вместо наставнических отношений с Шараповым у них скорее соперничество, особенно в методах работы.

2. Характер и мировоззрение
Высоцкий сделал Жеглова обаятельным циником, который жестко действует ради правого дела. Его легендарные фразы («Вор должен сидеть в тюрьме!») стали афоризмами, и даже сомнительные методы его работы зрители ему прощают.
Книжный Жеглов — фанатик закона, жесткий, но не обаятельный. Авторы романа изначально задумывали его как образ сталинского палача, который ради результата готов идти по головам.
3. Личная жизнь
В фильме Жеглов — одинокий человек, который, судя по всему, пережил неудачную любовь (об этом намекает его исполнение «Лилового негра»).

В книге же он ловелас и настоящий Дон Жуан, у которого всегда есть новые романы. Он легко меняет женщин и совсем не похож на трагического героя Высоцкого.
4. Отношение к коллегам
Киношный Жеглов — лидер, но не тиран. Да, он может быть жестким, но все же по-своему заботится о товарищах.
А вот литературный Жеглов высокомерен и циничен. В книге Вайнеров он буквально обожает свои хромовые сапоги, что символизирует его властный характер. Он подавляет окружающих и не терпит возражений.
5. Главное правило Жеглова
В сериале его подход звучит просто: «Вор должен сидеть в тюрьме!».

В книге же его кредо разоблачается Шараповым: «Можно делать любые подлости, если подставленный тобой стул будет мягким». Это подчеркивает, что в романе Жеглов — не герой, а инструмент безжалостной системы.
Итог
Высоцкий сделал Жеглова народным героем, а книга показывала его как порождение жесткой эпохи. Разница огромна, но благодаря кинообразу, именно харизматичный Жеглов Высоцкого остался в сердцах зрителей.
Ранее мы писали: От Глеба Жеглова до Эдмона Дантеса: тест покажет, на кого из советских киногероев вы похожи