- Ваш новый фильм «Парадоксы» получил необычную приставку «альманахер». Чем он отличается от привычного альманаха?
- В том и необычность нашего альманахера, что отличается он всем. Мы не побоялись сказать, прокричать о наболевшем, злободневном, о том, что называется «не в бровь, а в глаз». Хотя жанр альманаха сейчас не популярен, мы выбрали его сознательно. Для такой нестандартной истории нужны нестандартные подходы. Я уверен, это не единственное, что удивит зрителя. Мы очень старались над этой картиной.
- Помимо режиссерского кресла и одной из ролей, вы также выступили сценаристом картины. Как много реального в этих историях?
- Реально почти всё. Сама жизнь подкидывала сюжеты, которые мне приходилось только развивать, фантазировать над ними. Жизнь как кино и кино, как жизнь. Если комедия не реальна, она вряд ли будет очень интересной и актуальной. Это фильм, в котором каждый найдет что-то о себе. Ну, или о своём соседе точно. Это и делает картину понятной для всех. Сценарий создавался долго именно из-за своей реальной основы. Все истории узнавались постепенно, потом обдумывались, дописывались – так и рождался очередной сюжет. Сначала появилась короткометражка «Время жить, время умирать», а потом к ней вплетались другие истории, которых объединяет общая тема парадоксальности мира. Всего в фильме сейчас 4 эпизода. От реальности не уйдешь, да и надо ли? Наша комедия о каждом и обо всех одновременно. Это своего рода проверка, сможешь ли ты посмеяться здесь над собой, увидишь ли себя. Комедия наполнена незлым юмором, который располагает к самоиронии.
- В фильме получилась довольно колоритная и узнаваемая Москва, при этом не лишенная проблем. Неудобства, показанные на экране, коснулись и вас?
- Конечно! Я писал о том, что хорошо знаю, понимаю, что меня затронуло. Я люблю нашу столицу, болею за неё, не могу обойти стороной какие-то проблемы. Как и всех, меня мучают пробки на дорогах. Это ведь невыносимое времяпрепровождение в ожидании зелёного светофора. А если ещё вокруг тебя перекладывают плитку, что до невозможности затрудняет и так трудное движение… Это нам всем хорошо знакомо, это одинаково раздражает и водителей, и пассажиров, и даже пешеходов. И в такую ситуацию попадают герои нашего фильма. То, что будет на экранах – это услышано, увидено мною и прочувствовано на себе. Наш фильм поднимает острые социальные проблемы. Их не нужно замалчивать, наоборот, нужно уметь смеяться над ними. Добрая сатира в этом деле ещё никогда не мешала. Это делает комедию народной, знакомой, как будто показали кусочек из твоего обычного дня.
- Не думали об «альманахере» в каком-нибудь другом городе. Например, Петербурге?
- Уже думаю о второй части, мечтаю, ведь так много парадоксов вокруг нас. В моём instagram был пост, мы объявили о сборе историй для будущего альманаха. Можно присылать свои истории нам на почту [email protected]. Возможно, что-то из присланного будет развито и войдет в будущий фильм. Давайте делать кино вместе. Можно снять и в Петербурге, люблю этот город. А можно и в других замечательных городах России. Мои подписчики уже начали присылать истории, это безумно интересно. Столько парадоксов наполняют нашу жизнь, что даже в нескольких частях всего не покажешь. Эти истории могут случаться в разных уголках нашей необъятной, но они будут такие похожие. Возможно, это станет идеей для будущего фильма. Во второй части, скорее, важна будет суть, а не локации. А суть одна – парадоксальность мира, в котором мы живём. Поэтому и настоящий фильм будет понятен не только в Москве. Пробки есть и в других городах, в каждом городе есть свои парадоксальные, абсурдные истории, есть место социальному юмору и сатире.
- В картине много откровенных сцен и сюжетов о сексе. С чем это связано? Возможна ли взрослая комедия без таких разговоров?
- Из песни слов не выкинешь – мы показали жизнь такой, какой она есть. Возможно снять любое кино и даже без таких сцен и разговоров, но будет ли оно пикантное – вот в чем вопрос. Нам хотелось сделать историю, которая увлечёт, будет держать внимание всё время, которая затронет все грани нашей жизни, а личное и интимное занимают в ней немалое место. Промолчать об этом – остаться не до конца честным со зрителем, а это уже преступление. «Парадоксы» рассчитаны на взрослую аудиторию, с соответствующими историями и юмором. Это живо, это смешно, это всегда актуально. Такие темы – возможность посмеяться над собой. А может и о чем-то подумать. И не вижу в этом ничего плохого или стыдного, это нормально, это наша реальность. У нас не про пошлость и чернуху. У нас – про юмор и жизнь. А какая жизнь без секса!
- Один из героев фильма произносит пламенную речь о плачевном состоянии российского кино. Какие на ваш взгляд у нашей киноиндустрии есть острые проблемы и поводы для оптимизма?
- Наш фильм и про это тоже. Он заканчивается и начинается кино, обнажает часть проблем. А они есть всегда, как и поводы для оптимизма. Например, эта осень – чем не повод? Ожидается много российских премьер, зритель сможет познакомиться с нашим кино. Я очень рад! И за кино, и за зрителей, и за всех нас вместе.
Кино – тоже парадокс нашей жизни. Оно у нас движется волнообразно, как синусоида: то взлёт, то падение, то гордимся, то огорчаемся. Хочется, конечно, верить, что взлётов будет больше. А от падений нас спасает киноюмор на съемочных площадках. Это всегда помогает отвлечься. Завесу тайны специального киношного юмора мы тоже приоткрываем.
- Это уже не первый ваш опыт в режиссуре. С какой стороны камеры нравится находиться больше?
- Сложный вопрос, потому что я люблю кино со всех сторон. Это очень разный и очень интересный опыт. И в том, и в другом случае ты создаешь, творишь, а это всегда вызывает восторг.
- Насколько современная ситуация в мире усложнила завершение картины и ее выпуск в прокат?
- Мы не перестаём до сих пор переживать за выход картины, потому что премьера ожидается только 15 октября, а как будет развиваться ситуация в мире, к сожалению, от нас не зависит. Но мы надеемся, что всё будет хорошо и зритель будет в кинотеатрах, мы очень ждём этой встречи. Картина была завершена ещё год назад, и сегодняшние события на это никак не повлияли. В прошлом году я успел прокатить фильм по летним фестивалям вне конкурса, просто посмотреть на реакцию людей, понять, как комедия ими принимается. И всё это время фильм ждал своего часа, были сложности, которые оказались разрешенными в такое нестабильное время. Я много раз готовил фильм к прокату, надеялся, что прошлой осенью запущу его на большие экраны, но всё не получалось. Я показывал видео с реакцией людей из залов и доказывал, что наша комедия достойна выхода на экраны, и когда уже почти отчаялся, наш фильм оказался замечен.
- Эпидемия сильно повлияла на вашу работу и образ жизни?
- Конечно. Мы остались без работы, это было трудно. Непросто осознавать, что ты сидишь без дела, тратишь впустую время. К этому нужно было привыкнуть. Потом собрался, занимался творчеством из дома, писал музыку, устраивал онлайн-концерты. Впервые на моём дне рождении было так много гостей. Поздравляли и друзья, и коллеги, и зрители. Это было приятно. Ну и, конечно, общение с семьё здесь было бесценно. Много времени проводил со своими дочками!
С коллегами сделали классный проект #СидЯдома! Наше кино стало первым в таком формате в эпоху карантина. Я знаю, что многие ещё хотели сделать подобную работу, но не решились сразу.
- Фильм получил довольно трагичное и экзистенциальное завершение, контрастирующее с общим тоном собранных историй. Почему был выбран столь серьезный финал?
- Опять же, потому что это кино о жизни и её парадоксах. Вся наша жизнь состоит из грустных и смешных парадоксов, и от этого не уйти. В этом альтернативность нашей комедии, противопоставленность шаблонным историям, где заранее знаешь, чего тебе ждать. Несмотря на всю лёгкость фильма, он затрагивает вечные, добрые ценности, которые в нашем безумном мире стали редкостью, парадоксом. Жизнь в постоянной радости, комедийном смехе – это утопия, ирреальность. А мы решили говорить правду. «Альманахер» не глупая комедия. Это хороший фильм за который мне не стыдно.
Беседовал Константин Киценюк