В то время как одни актеры твердо следуют каждой букве сценария, другие активно импровизируют, стараясь привнести в съемочный процесс как можно больше реальных эмоций и новых людей. Франшиза о Гарри Поттере, работа над которой заняла целое десятилетие, конечно, не смогла обойтись без некоторых вольностей со стороны исполнителей главных ролей, чье видение персонажа значительно отличалась от того, что описано в сценарии. О них сегодня и поговорим.
1. «Для чего конкретно нужна резиновая утка?»
В одной из первых сцен фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» главный герой вместе со своими друзьями — братьями Уизли — отправляется в Нору, где впервые знакомится с Артуром и Молли Уизли, родителями Рона. Так, во время семейного завтрака мистер Уизли, сыгранный Марком Уильямсом, задает очень глупый, но довольно занятный вопрос: «Для чего конкретно нужна резиновая утка»? На самом деле, ни в сценарии, ни тем более в книге, такой реплики не предусматривалось, это была чистая импровизация Уильямса, которую многие члены съемочной команды, в том числе и сам режиссер Крис Коламбус, восприняли с восторгом.
По словам Криса Рэнкина, исполнителя роли Перси Уизли, на каждом новом дубле Марк задавал все более странный и смешной вопрос, так или иначе связанный с обычной жизнью маглов. В конце концов, вопрос про утку вызвал всеобщие аплодисменты и общим решением был включен в окончательный монтаж фильма.
2. «Не знал, что ты умеешь…»
В попытке вытащить хоть какую-то информацию о наследнике Салазара Слизерина Гарри и Рон решаются на весьма опасную миссию — они выпивают Оборотное зелье и на пару часов превращаются в слизеринцев, а по совместительству — лучших друзей Драко Малфоя. Герои отправляются в подземелье, где расположена гостиная зеленого факультета, но впопыхах Гарри, превратившийся в Грегори Гойла, забывает снять свои очки. Столкнувшийся с однокурсниками Малфой сразу это замечает, на что Гарри, все еще находящийся в образе слизеринца, смущенно отвечает, что надел очки специально для чтения.
«Не знал, что ты умеешь…» — заявляет ужасно удивленный Драко.
Как ни странно, эта реплика была импровизацией актера Тома Фелтона, который играл Малфоя на протяжении всех восьми фильмов франшизы. Фелтону показалось, что это будет звучать довольно забавно и абсолютно уместно в данной ситуации — ведь Гойл действительно не отличался особой грамотностью.
Предлагаем вспомнить этот замечательный момент:
3. «Я уверен, что мистер Поттер всегда будет рядом, чтобы спасти нас». – «Буду, не сомневайтесь»
В завершении фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» Гарри и Люциус Малфой оказываются в кабинете директора Хогвартса Альбуса Дамблдора. Тот отчитывает чистокровного волшебника за то, что он подверг опасности невинных школьников, передав старый школьный дневник Тома Реддла. На что Джейсон Айзекс, исполнивший роль Малфоя-старшего, заявляет: «Я уверен, что мистер Поттер всегда будет рядом, чтобы спасти нас». Этой реплики, конечно же, не было в оригинальном тексте. Впрочем, Дэниел Рэдклифф, сыгравший Гарри Поттера, не растерялся и быстро придумал достойный ответ: «Буду, не сомневайтесь». Благодаря этому, казалось бы, непримечательному диалогу к сцене в кабинете Дамблдора добавилось ощущение зловещего напряжения, безусловно существовавшего между волшебниками.
Когда Гарри еще и освобождает домового Добби, Люциус Малфой окончательно теряет контроль над своими эмоциями и даже начинает говорить что-то подозрительно похожее на «Авада Кедавра» — этот момент тоже оказался актерской выдумкой Айзекса, который максимально погрузился в своего персонажа.
4. «Боже мой! Ты — Гарри Поттер?»
Первая встреча Гарри, Рона и Гермионы в одном из купе поезда «Хогвартс-Экспресс» по праву считается одной из самых ярких и запоминающихся сцен фильма «Гарри Поттер и философский камень». Когда 11-летняя Гермиона случайно заглядывает в купе и впервые видит самого знаменитого в волшебном мире мальчика, она говорит: «Боже мой! Ты — Гарри Поттер?» Эта реплика была импровизацией Эммы Уотсон, которую, как выяснилось, запланировал режиссер картины Крис Коламбус. Перед началом съемок кинематографист попросил актрису сказать первое, что ей придет в голову в надежде, что таким образом реакция на встречу с Гарри Поттером получится более реалистичной и эмоциональной. В целом, так оно и вышло.
5. Финальная речь Волан-де-Морта
В заключительной части франшизы «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2» главный антагонист в лице Лорда Волан-де-Морта произносит устрашающую речь перед своими единомышленниками и оставшимися в живых учениками Хогвартса. Как оказалось, большая часть этого выступления была сымпровизирована британским актером Рэйфом Файнсом, сыгравшим темного волшебника. К началу работы над этой сценой Файнс был слишком измотан съемками и не мог каждый раз выдавать один и тот же вариант сценария. Именно по этой причине каждый новый дубль дополнялся какими-то неожиданными фразами, которые тем не менее полностью отражали сущность Волан-де-Морта. В итоге в финальный монтаж вошло сразу несколько склеек из различных версий монолога Файнса.
6. Большая часть сцен с участием Беллатрисы Лестрейндж
Хелена Бонем Картер — одна из тех актрис, которые не любят придерживаться сценария, позволяя своему персонажу самостоятельно выбирать реплики. Именно по этой причине многие моменты с ее участием выглядят такими устрашающе реалистичными. Сцена, в которой Беллатриса начинает пытать Гермиону в особняке Малфоев, была полностью придумана Хеленой Бонем Картер и Эммой Уотсон. Режиссер фильма Дэвид Йейтс позволил актрисам самостоятельно решать, как должны взаимодействовать их героини. Так, надпись «Грязнокровка» на руке Гермионы была придумана самой Бонем Картер, которой хотелось показать безумие Беллатрисы.
7. Объятия Темного Лорда
В финальной сцене фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2» Драко Малфой оказывается в довольно тяжелом положении, когда Гарри Поттер фактически спасает ему жизнь. Мать и отец Драко хотят, чтобы он по-прежнему оставался на стороне Пожирателей смерти, но чего желает сам Малфой? По всей видимости, он уже не так уверен в авторитете своих родителей. Тем не менее он бросает своих одноклассников, чтобы встать рядом с семьей и другими единомышленниками Волан-де-Морта. В этот момент сам Темный Лорд неожиданно хвалит его за принятое решение и даже (!) пытается приобнять. Этот нехарактерный для своего персонажа жест придумал Рэйф Файнс, который хотел поставить Тома Фелтона, исполнителя роли Драко Малфоя, в максимально неловкое и неудобное положение. И правда, объятия злого волшебника были настолько неприятны слизеринцу, что он практически «застыл» на месте.