Единство стиля
Фильмов о Гарри Поттере было снято целых восемь, и, если не считать Криса Коламбуса, снявшего первые два фильма, и Дэвида Йейтса, поставившего последние четыре, над оставшимися фильмами работали разные режиссеры. Неудивительно, что стилистически фильмы сильно разнятся и, например, куароновский «синий» и вычурно взрослый «Узник Азкабана» может шокировать после теплых фильмов Коламбуса. В то же время над двумя из трех фильмов о Нарнии работала одна и так же команда — режиссер Эндрю Адамсон и пара сценаристов Кристофер Маркус и Стивен МакФили. Впрочем, даже Майкл Аптед, снявший третий фильм – «Покоритель зари», – сохранил верность общему визуальному стилю.
Волшебство, которое никуда не исчезает
С первым же пунктом связан и второй. После первых двух частей режиссеры фильмов о «Гарри Поттере» взяли курс на «маглизацию» мира, из которого был напрочь изгнан дух волшебства со всеми его приметами, вроде мантий, от которых Гарри, Рона и Гермиону избавляли всякий раз, когда они выходили с занятий. Мир же Нарнии — страны, в которую не каждому повезет попасть, – несмотря на все перемены, вроде исчезновения вечного духа Нарнии Аслана и нашествие воинственных тельмаринов, построивших собственное королевство, сохранил обаяние старого доброго волшебства.
Мифологичность
В этом пункте фильмы о Нарнии, пускай и очень ограниченно, наследует своему литературному источнику. Для Льюиса аллюзии и аллегории были естественным художественным методом, которым он с удовольствием пользовался при создании волшебного мира. Вдохновение он черпал в самых разных источниках — от античной философии и мифологии до библейских притч и литературы Средних веков и Возрождения (последнее он преподавал в Оксфорде). Это, разумеется, не могло не найти отражения в фильмах. Самым ярким примером этого является Аслан — творец Нарнии, который повторяет, по сути, путь Христа, включающий предательство и воскрешение. Роулинг и сценарист большинства фильмов Стивен Кловз также использовали британский и не только фольклор, но совсем в других масштабах, предпочитая богатству аллегорий строгую предметность.
Плюрализм
Льюиса часто называют христианским писателем (чего он никогда и не скрывал) и попрекают этим (что довольно странно), но, несмотря на это, его произведения, как и фильмы, многоплановы. Главных героев в трилогии о Нарнии несколько – это дети семейства Певенси, в то время как в Гарри Поттере фокальным персонажем является только «мальчик, который выжил».