Когда вы приходите в Театр Вахтангова на спектакль «Дядя Ваня», приготовьтесь к неожиданным открытиям. Римас Туминас не просто ставит классическую пьесу А.П. Чехова, он переосмысляет её, читая заново, без предвзятости и давления предыдущих интерпретаций. Он очищает сцену от привычного быта, оставляя только поле битвы страстей, разбитых иллюзий и несбывшихся надежд.
Герои Чехова оказываются в вихре амбиций, философствования и внутренней борьбы между трудолюбием и леностью. Они живут в мире, где слова не всегда совпадают с действиями, а мысли с чувствами. Эта противоречивость делает «Дядю Ваню» Туминаса ярким и правдивым: персонажи, такие как дядя Ваня и доктор Астров, кажутся косноязычными и брутальными, но их признания вырываются с неожиданной силой, словно попытка вырваться на свежий воздух из душного помещения.
Режиссер и актеры любят своих героев — таких разных, одиноких, порой смешных. И здесь возникает важная идея: А. П. Чехов сам называл свои пьесы комедиями. Этот парадокс — комедия, наполненная страданиями и недосказанностью, заставляет зрителей задуматься о сущности человеческих чувств.
Для Туминаса «Дядя Ваня» становится путём поиска, разгадкой сути жанра комедии. Каждая его постановка — это шаг к пониманию этого загадочного слова, которое, как отмечает А. С. Пушкин, не всегда связано со смехом, но скорее с развитием характеров и близостью к трагедии. Туминас открывает глубину Чехова, показывая, что даже в самых смешных ситуациях скрывается боль, одиночество и тоска.