Опера «Электра» Рихарда Штрауса, вдохновленная античной трагедией Софокла, стала революционным произведением начала XX века. Здесь нет места любовной лирике или традиционным хоровым сценам, как и возвышенному пафосу. Штраус, вместе с драматургом Гуго фон Гофмансталем, перенес в оперу изображение темных и противоречивых сторон человеческой психики, создав напряженную и трагичную историю боли и ненависти.
Сюжет разворачивается вокруг Электры — дочери, решившей отомстить матери, убившей ее отца. В отличие от античной версии Софокла, где главенствует пафос и трагизм, Штраус и Гофмансталь фокусируются на драматических страстях и внутренних демонах героев. Это трагедия о крушении семьи и цивилизации, где насилие и ненависть доминируют над всем, порождая новый виток жестокости.
В «Электре» Штраус использует авангардный музыкальный язык, который потряс современников и заложил основу для экспрессионизма в музыке. Главные партии невероятно сложны: это опера-поединок, где персонажи раскрываются через сольные партии, передающие нарастающее внутреннее напряжение и отчаяние. Музыка Штрауса становится живой драмой, обостряя конфликт и усиливая эмоциональный накал.
Режиссер Юрий Александров, ставя спектакль, акцентирует внимание на современной актуальности трагедии: «Эта история о том, как насилие рождает новое насилие. В мире, где рушатся семейные связи, трагедия Электры становится особенно близка. Наш спектакль максимально драматичен, потому что современная жизнь диктует такую остроту: кровь, жажда власти, потеря внутреннего света».
В центре постановки — две сестры, совершенно противоположные по своей натуре. Электра — воплощение ярости и стремления к мести, её жизнь поглощена жаждой расправы над матерью. Её сестра Хризотемида, напротив, тянется к любви и свету, но страдает от невозможности обрести их. Эта противоположность обостряет трагедию — любая попытка вырваться из круга насилия обречена на провал.
Премьера обещает стать мощным и эмоционально насыщенным спектаклем, который заставит зрителей вновь задуматься о трагичности и красоте мифа, а также о его острой актуальности в современном мире.