Рождество — важнейший праздник в христианском мире, и для лютеран, и для католиков оно занимает центральное место в церковном календаре. Рождественское музицирование всегда было неотъемлемой частью этого праздника, и традиция органных концертов в Сочельник остается актуальной уже более 300 лет. Этот концерт погружает слушателя в атмосферу барочного Рождества, с его характерными для того времени органными произведениями, основанными на французской традиции ноэлей.
Ноэль — это паралитургическая традиция, родившаяся в Средневековье, но особенно расцветшая в эпоху барокко. Это короткие, народные рождественские песнопения, которые органисты адаптировали для исполнения на органах, превращая простые мелодии в сложные и красивые вариации. Французские композиторы, такие как Луи Маршан, Клод-Бенин Бальбатр, Мишель Корретт и Жан-Франсуа Дандриё, внесли огромный вклад в создание и развитие этого жанра, используя свойственные французскому органу тонкости и разнообразие тембров для того, чтобы каждое произведение звучало как настоящий шедевр.
Концерт состоит из различных произведений, которые великолепно раскрывают богатство французского барочного органного стиля, где каждый нотный штрих, каждая гармония играют роль в создании яркой рождественской атмосферы.
Исполнитель:
Программа концерта:
Луи Маршан (1669–1732) — Grand Dialogue in C (Третья органная книга)
Произведение Маршана — это образец французской органной музыки с его характерным балансом между торжественностью и игривостью, созданным через использование различных регистров и аффектов.
Клод-Бенин Бальбатр (1727–1799) — Из Первой сюиты ноэлей:
Мишель Корретт (1707–1795) — Магнификат VIII тона (Первая органная книга):
Жан-Франсуа Дандриё (1682–1738) — Из книги ноэлей для органа и клавесина:
Клод-Бенин Бальбатр — Три пьесы из версальского манускрипта:
О французском барочном органе:
Орган, на котором исполняются эти произведения, имеет особенную французскую конструкцию, отличную от немецкой. Уникальная диспозиция, развернутые регистры и особая звуковая палитра позволяют органисту создавать богатые текстуры и аффекты, которые переносят слушателя в эпоху барокко. В этом концерте можно будет ощутить всю прелесть и мощь французского органа.