Опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» — один из величайших шедевров ХХ века. Вдохновленная рассказом Николая Лескова, она рассказывает историю купеческой жены Катерины Измайловой, решившей бороться за свою любовь любыми средствами: отравив свекра-тирана и задушив ненавистного мужа. С момента своей премьеры в Мариинском театре в 1990-х годах опера продолжает привлекать внимание зрителей своей эмоциональной насыщенностью и драматизмом.
Рассказ Лескова был опубликован в 1865 году и вскоре стал полемикой с пьесой Островского «Гроза». Катерина Измайлова у Лескова — ироничная и жестокая фигура, разыгравшая трагическую драму, которая получила название «Леди Макбет Мценского уезда». Однако Шостакович, создавая свою оперу, переосмысливает образ героини. В его интерпретации Катерина — это гордая и страстная женщина, решительная в своем бунте против жестокого общества. Окружающие ее персонажи — свекор, муж, дворня, полицейские и даже избранник — изображены как воплощение жестокости и лицемерия.
Шостакович, с его опытом работы как тапер в кино, умело использует музыкальные средства для создания накала эмоций. В опере звучат моменты, когда напряжение нарастает постепенно, а затем взрывается яркими и истеричными кульминациями. Музыкальные сцены насилия и убийства, нежности и жестокости переплетаются с элементами иронии, напоминающими стиль Чехова и Салтыкова-Щедрина. Эта опера заставляет переживать не только страх и горечь, но и дает возможность увидеть трагедию с улыбкой, благодаря сатирическим элементам.
Постановка оперы в Мариинском театре была поручена Ирине Молостовой, одной из ведущих театральных личностей своего времени, известной своей приверженностью к психологическому театру. Для декораций использована мобильная конструкция, разработанная американским дизайнером Георгием Цыпиным. Эта гибкая система позволяет в мгновение ока превращать сцену из дворца в полицейский участок или каторжный острог. Особенно впечатляюще выглядит сцена, когда после первого убийства огромные ворота распахиваются в бескрайнюю черноту, а оркестр, сопровождаемый грозными звуками пассакальи, становится символом неотвратимого наказания.
Июньские спектакли будут записываться на видео, что сделает эти представления особенно значимыми. В них примет участие один из лучших вокальных составов, а дирижировать будет знаменитый Валерий Гергиев. Особенно стоит отметить дебют Екатерины Семенчук в роли Катерины Измайловой. Ее исполнение сочетает страсть и драматизм, а также безупречный вокал, который звучит как в тихих любовных ариях, так и в бурных сценах насилия.
Этот спектакль также является совместной постановкой с Новой оперой Израиля, что добавляет дополнительную ценность и международный контекст. Не упустите возможность увидеть одну из самых мощных опер ХХ века в исполнении выдающихся исполнителей!