Спектакль «Мастер и Маргарита», поставленный Юрием Любимовым в Театре на Таганке, стал первым в мире сценическим воплощением знаменитого романа Михаила Булгакова. До сих пор эта постановка остается эталонной, не уступая по глубине и мистической атмосфере. Работа над этим произведением всегда сопряжена с загадочной силой, однако в данном случае режиссер словно следовал высшему замыслу.
Синтез всех пластов романа
На сцене представлен органичный симбиоз всех составляющих романа, каждая из которых важна для полного понимания. Здесь чувствуется и вольный дух автора, и сюжетные линии, и аллюзии на евангельские и исторические тексты, а также выразительный комизм и бытовые детали. Главная мистическая линия убеждает зрителя в существовании Иешуа, что является основным философским ключом произведения.
Структура постановки
Спектакль начинается с динамичного пролога, где сразу появляются все персонажи и сюжетные линии. В эпилоге перед зрителем предстанет автор романа, объединяющий судьбы героев. Основные темы — казнь Христа и трагическая судьба Мастера — разворачиваются через чередование мистических и реальных эпизодов. Точка схождения всех линий — прощание и переход в вечность, символизирующий итог судьбы героев.
Два мира на сцене
На протяжении спектакля зрители одновременно видят два мира — духовный, высший, и бытовой, мир Понтия Пилата. Разделение и объединение этих миров мастерски подчеркивается игрой занавеса. Через него проходятся как мистические моменты, так и трагические сцены, усиливая их драматизм.