Опера Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» выделяется среди других произведений композитора не только своим комическим характером, но и глубиной, с которой раскрываются темы искусства, традиций и творчества. Это праздничная опера, наполненная энергией и вдохновением, в которой Вагнер рассказывает историю о том, как творчество и мастерство могут привести к успеху.
Действие разворачивается в Нюрнберге XVI века, где ювелир Фейт Погнер предлагает свою дочь Еву в качестве главного приза на вокальном конкурсе. Однако только мейстерзингер, мастер в певческом искусстве, сможет стать ее мужем. Рыцарь Вальтер фон Штольцинг, влюбленный в Еву, решает принять участие в конкурсе, но его природного дара и вдохновения недостаточно. Вальтеру предстоит за один день овладеть сложным искусством мейстерзанга, на освоение которого у других уходят годы.
На помощь Вальтеру приходит знаменитый сапожник и поэт Ганс Сакс. Под его руководством Вальтер создает песню, которая не только приносит ему победу, но и сердце Евы. Основной рецепт успеха — это сочетание традиций и вдохновения, знания и таланта.
«Нюрнбергские мейстерзингеры» — это опера о празднике жизни и искусства. В отличие от других вагнеровских произведений с их средневековой романтикой и философскими темами, эта опера наполнена легкостью и жизнерадостностью. Музыка Вагнера здесь светлая и торжественная, а финальный апофеоз поднимает дух зрителей.
В процессе создания оперы Вагнер изучил множество исторических источников о мейстерзанге и немецкой ремесленной культуре. Композитор щедро делится этими знаниями со зрителями, добавляя аутентичные имена и мелодии, среди которых есть такие оригинальные названия, как «телячий тон» или «тон верного пеликана».
Герои и образы
Одним из главных «персонажей» оперы является сам Нюрнберг. Вагнер выводит на сцену оживленный город с его жителями: мастерами, торговцами, подмастерьями и мальчишками-учениками. Каждый персонаж, от степенного бюргера до проказливого ученика, создает атмосферу динамичного и живого города, где даже ночь накануне праздника Иоанна Крестителя может превратиться в шумную драку. Здесь только женщины и ночной сторож способны навести порядок.
«Нюрнбергские мейстерзингеры» — это особенная опера для Вагнера. Он посвятил её баварскому королю Людвигу II, который ожидал увидеть очередную эпическую рыцарскую оперу. Однако композитор удивил всех, создав комическую оперу, в которой он сам, как иронично заметили современники, «сломал стереотип о себе».
Ганс Сакс, центральный персонаж оперы, стал для Вагнера символом самого себя. В этом образе композитор видел своё альтер эго и даже подписывал письма именем Сакса. В финале оперы, когда народ рукоплещет и кричит «Да здравствует Ганс Сакс!», это одновременно означает «Да здравствует Рихард Вагнер!».
Эта постановка, несомненно, станет важным дополнением к вагнеровской коллекции Мариинского театра, возвращая на сцену комедийного и жизнерадостного Вагнера, которого так давно ждали зрители.