5 февраля 1887 года в миланском театре Ла Скала состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Отелло», произведения, ставшего вершиной творческого пути композитора. Этот день запомнился как триумф не только Верди, но и всей итальянской оперной традиции.
«Великий старец», как называли семидесятичетырехлетнего Верди, на протяжении 15 лет отказывался возвращаться к опере, несмотря на многочисленные просьбы антрепренеров и издателей. Лишь слаженные усилия трех выдающихся деятелей искусства — либреттиста Арриго Бойто, дирижера Франко Фаччо и издателя Джулио Рикорди — смогли вдохновить маэстро на создание новой оперы. И, конечно, решающим аргументом стало имя Шекспира, к творчеству которого Верди всегда испытывал глубокую любовь и уважение.
Работа над «Отелло» продвигалась медленно, но именно благодаря этой неспешности Верди удалось создать произведение, ставшее вершиной музыкального театра XIX века. В отличие от его ранних опер, написанных под жестким давлением контрактов, эта партитура рождалась в атмосфере полной творческой свободы.
Для Верди это была уникальная возможность работать с лаконичным и ясным либретто, которое Бойто мастерски адаптировал из шекспировской пьесы. Каждый поступок героев — Отелло, Яго и Дездемоны — был тщательно мотивирован, а структура текста способствовала идеальной музыкальной форме.
«Отелло» отличают:
Премьера «Отелло» в Ла Скала стала событием огромной важности. Публика приняла оперу с восторгом, а улицы Милана наполнились овациями в честь маэстро. Эта опера стала не только высшей точкой в творчестве Верди, но и мостом между театром Шекспира и музыкальным искусством композитора.
«Отелло» остается одной из величайших музыкальных драм, идеальным воплощением как шекспировской поэзии, так и гениальности самого Верди.