Третья премьера Крещенского фестиваля 2025 года представляет собой уникальный хоровой спектакль, который объединяет два произведения, исследующих тему страдания и духовного преображения через жанр пассионов.
«Страсти по Матфею» Генриха Шютца
«Страсти по Матфею» были написаны Генрихом Шютцем в 1666 году, когда композитору было 80 лет. Шютц, которого современники называли «отцом новой немецкой музыки», создал произведение, которое стало важным шагом в развитии немецкой музыкальной традиции. Его стиль зрел, а музыка приобрела строгую аскетичность. В «Страстях по Матфею» монодия чередуется с четырехголосными хорами, создавая суровое и драматичное звучание, которое компенсирует отсутствие внешней театральности. В этой музыкальной форме скрыта глубокая эмоциональная сила и глубина.
«Страсти по девочке со спичками» Дэвида Лэнга
Второе произведение вечера – «Страсти по девочке со спичками» американского композитора Дэвида Лэнга, написанное в 2007 году. В основе оратории лежит трагическая сказка Ганса Христиана Андерсена, но Лэнг рассматривает ее не как поучительную историю, а как христианскую притчу о страданиях ребенка, которые соотносятся с муками Христа. Лэнг акцентирует внимание на страданиях девочки, воспринимая их как путь к духовному преображению. Музыка Лэнга минималистична и эмоциональна, что позволяет глубже понять трагедию и переживания героини. Либретто оратории получило Пулитцеровскую премию, а позже, благодаря успешному выпуску записи, премию Грэмми.
Объединение двух эпох и стилей
Этот вечер пассионов станет значимым культурным событием, которое объединяет произведения из разных эпох – барокко и современности. Несмотря на разницу в стилях, оба произведения исследуют универсальную тему страдания и преображения, что делает спектакль глубоко философским и духовным переживанием для зрителей.