Неоконченная пьеса Георга Бюхнера основана на реальной истории цирюльника из Лейпцига, Войцека, который из ревности убил свою жену и был приговорён к смертной казни. В знаменитом сюжете, который был адаптирован в опере, балете и кинематографе, главный герой становится солдатом, над которым проводят медицинские эксперименты. Бюхнер, как автор курса сравнительной анатомии, был знаком с темой и реальной историей.
Режиссёрский взгляд на «Войцека»
Режиссёр Филипп Гуревич предлагает увидеть «Войцека» не как драму о маленьком человеке, подавляемом системой, а как бытовую трагедию, которая в любой момент может затронуть каждого. Сочиняя мир немецкого экспрессионизма с зонгами и живой музыкой, создатели погружают зрителей в жестокую реальность, где они становятся участниками суда над героем.
Человек или насекомое?
Войцек, загнанный в сценический круг, становится вопросом для зрителей: человек ли он, насекомое, жертва или убийца? Как можно вырваться из болота обстоятельств, принуждающих к насилию? В этом процессе зрители, вынося приговор прошлому героя, могут предугадать и своё собственное будущее.
Тема спасения и одиночества
Филипп Гуревич подчеркивает, что важно, чтобы зрителю было чётко понятно, что происходит на сцене. «Войцек» представлен с «тоннельным» мышлением героя, который изначально находится в безвыходном положении. Трагедия Войцека заключается в том, что вокруг него не оказалось ни одного человека, кто бы его поддержал. Спасение, поддержка и даже Бог заключены в самом человеке, в друге, в семье и в деле, которому он предан.