Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Один день в Стамбуле» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
Русский English
favorites

Александринский театр — главный театр империи, упадок и новая яркая жизнь

Александринский театр — главный театр империи, упадок и новая яркая жизнь

Где бы вы ни гуляли в Петербурге, вы всегда выйдете на огромное здание в стиле классицизм, которое стоит на площади Островского рядом с Невским проспектом. Александринский театр или Александринка приходит на ум, когда ты говоришь слово «театр» — именно так и должен он выглядеть.

Александринский театр — один из первых гостеатров России, который прошёл много ярких прорывов и трагедий, в его стенах произошла последняя премьера в истории Российской империи. Основанный купцами-любителями, он быстро стал стандартом качества всей страны. Артисты Александринского театра были лучшими, их приёмы и методы игры в наглую воровали провинциальные коллеги. Среди актёров и актрис Александринского театра значились и значатся Валерий Баринов, Вадим Медведев, Владимир Кошевой, Леонид Дьячков, Игорь Волков, Виктор Костецкий, Игорь Ильинский. Сегодня мы расскажем историю Александринского театра кратко, но ёмко, от первых дней до современности.

Основание Александринского театра

Александринка была основана в 1756 году. Из-за памятника Екатерине II многие считают, что именно она подписала указ, однако это ошибка. Театр начал работать приказу императрицы Елизаветы Петровны. Она была фанаткой европейской культуры, балов, и её печалило, что в России нет своей театральной культуры. Для этого императрице нужны были профессионалы, и вместо того, чтобы вызывать их из заграницы, Елизавета позвала ярославского купца Фёдора Волкова и его братьев. Он был вполне состоятельным человеком, но сцена была его страстью. У него уже был свой театр, который до сих пор стоит в Ярославле. Волков стал первым худруком Александринки, а директором ему в пару поставили поэта Александра Сумарокова.

Александринский театр, источник: Legion-Media
Александринский театр, источник: Legion-Media

Но и шикарное здание на Невском появилось не сразу, если быть точнее, через 80 лет. Сначала актёры выступали на разных площадках. Как и название «Александринский» тоже появилось гораздо позже, сначала коллектив назывался доходчиво — Русский театр для представлений трагедий и комедий.

Расцвет Александринского театра в XIX-XX веке

Но постепенно все поняли — странно, что национальный театр России не имеет постоянную сцену. История создания здания Александринского театра начинается в 1832 году с проекта архитектора Карла Росси. Симметричный дом с колоннами стал одним из архитектурных шедевров Питера. Его создали в стиле модного тогда русского классицизма, помимо внешнего вида новая площадка поражала своей акустикой — она идеально подходила для спектаклей. Тогда же театр назвали Александринским — в честь жены императора Николая I.

XIX век вывел Александринский театр на новый уровень. В этот период здесь ставились пьесы, которые сегодня стали абсолютной классикой русской литературы. Публика впервые увидела здесь «Горе от ума» Александра Грибоедова, которая сразу вызвала бурю эмоций и всколыхнула всё петербургское общество. Спектакли «Ревизор» и «Мёртвые души» Николая Гоголя также впервые ставились тут и поражали питерских аристократов своей ядовитой иронией. Эти постановки привлекали и зрителей из других регионов, а затем они распространяли пьесы по всей стране. Это сыграло большую роль в формировании русского национального самосознания. Также здесь ставили Островского, Пушкина, Сухово-Кобылина и других великих авторов того времени.

На сцене театра выступали выдающиеся актёры. Например, Василий Каратыгин считался гениальным трагиком. Это был артист невероятной техники, его приёмы воровали все коллеги, об этом забавно пишет Островский в пьесе «Лес». Другой звездой была Мария Савина, чьё мастерство перевоплощения поражало современников. Здесь же играла великая Вера Комиссаржевская, которая потом откроет свой театр.

С расцветом режиссёрского театра новый тренд проник и в Александринку. Например, театр приютил Всеволода Мейерхольда, когда его отовсюду выгнали, вплоть до революции он делал спектакли с труппой Александринки. Он же поставил последнюю премьеру в истории Российской империи — «Маскарад» по пьесе Лермонтова. В конце на сцену выходил хор и отпевал одного из умерших персонажей. А на следующий день династия Романовых была свергнута. Считалось, что Мейерхольд отпел Россию.

Александринский театр в СССР

Советский период стал для Александринского театра временем серьёзных перемен. Сначала труппа бойкотировала новое правительство, но довольно скоро новая власть подмяла под себя непокорных артистов. Чтобы сломать связь с историей, театр переименовали в Государственный академический театр драмы, позже присвоили имя Александра Пушкина. Но театр не закончил здесь свою историю. Наоборот! Он стал кузницей кадров для советских режиссёров. В разное время здесь ставили Георгий Товстоногов, Григорий Козинцев, Игорь Терентьев и всё тот же Всеволод Мейерхольд.

Как и в царской России, здесь ставили современных авторов. В этот период в Александринке выходили на сцену советские драматурги, а символом эпохи стал Максим Горький, который быстро стал главным литератором страны. Однако такого мощного влияния театр уже не имел.

Из актёров стоит отдельно упомянуть Николая Черкасова. Он был одним из постоянных артистов великого кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна — он сыграл у него Ивана Грозного и Александра Невского. Черкасов более 30 лет состоял в труппе Александринки.

Во время Великой Отечественной войны труппу эвакуировали в Новосибирск, они выступали на сцене современного «Красного факела». В репертуар входили патриотические произведения, артисты должны были поднимать боевой дух истощённых людей. На сцене Александринки же выступал Ленинградский театр музыкальной комедии, даже во время блокады он не прекращал работу. В тяжёлое время оба коллектива поддерживали людей и не давали им сдаться.

После войны театр вернулся к мирной жизни. Здесь ставились как классические произведения русской литературы, так и современные пьесы. Театр получал высокие госнаграды, залы редко пустовали, но в Александринке уже не было больших художников. Всё же главными мастерами сцены тогда были Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Андрей Гончаров, Борис Равенских, позже Пётр Фоменко и Леонид Хейфец, однако они редко связывали свой творческий путь с Александринкой. Новую жизнь театр обрёл уже в наше время.

Александринский театр сегодня

В 2003 году художественным руководителем Александринки стал Валерий Фокин. В 2006 году он начал масштабную реставрацию здания театра. Обновлённый театр сохранил архитектуру и атмосферу, но бонусом был оснащён новейшими технологиями — это значительно повысило его творческие возможности.

Валерий Фокин, источник: Legion-Media
Валерий Фокин, источник: Legion-Media

Под руководством Валерия Фокина театр активно участвовал в международных театральных фестивалях, активно приглашал к себе зарубежные труппы и самых громких иностранных режиссёров. Внимание к театру он привлекал и за счёт известных актёров, например, долгое время здесь шёл спектакль «Литургия Zero», где главную роль играл Антон Шагин, уже известный по фильму «Стиляги». А в 2013 году театр открыл новую сцену. Здесь есть символизм, потому что позже ей присвоили имя Всеволода Мейерхольда.

Фокин заботился и о социальном статусе Александринки. При нём театр получил статус Национального достояния, позже был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Театр гастролировал в Европе и Азии. Коллектив брал под своё крыло театры из регионов, что открывало для них новые возможности и бюджеты.

Сегодня Александринский театр — один из самых громких и популярных театров России. Валерий Фокин ушёл с поста худрука и занял должность президента театра, а место художественного руководителя занял Никита Кобелев. Пока непонятно, каким станет путь театра с новым лидером и в новое время, но учитывая, что Валерий Фокин остаётся среди руководства Александринского театра, можно верить, что он поможет коллеге не опустить творческую марку.

Такая история Александринского театра в СПБ. Следите за афишей коллектива на официальном сайте. Там же вы найдёте фото актёров труппы Александринского театра и последние новости.

Было изнасилование или нет? Обсуждаем самый неоднозначный момент 3 сезона «Триггера»
«Зло порождает зло»: 6 фраз из сериала «Слово пацана», ставших легендарными
Слишком пикантная тема для «Великолепного века»: как на самом деле Сулейман проводил ночи с наложницами
Знаменитый коллега актрисы ушел по-английски: похороны Светланы Светличной омрачил скандал
Игры разума и беды с головой: 5 зарубежных сериалов для тех, кому понравился 3 сезон «Триггера»
«Не расчесывай мне нервы»: сможете ли вы угадать смысл сказанного героями «Ликвидации» (тест с одесским колоритом)
«Делали долго, снова и снова»: сложнейшей сценой «Аноры» для Борисова оказалась вовсе не та самая драка
Сложно любить, но невозможно забыть: 5 самых громких кинопровалов Алексея Балабанова
Лишь один пикантный «постельный» запрет боялась нарушить даже бунтарка Хюррем: остальные наложницы — и подавно
«В жизни такого не происходит»: что сотрудники правопорядка думают про «Невского» и другие детективы
«Жалко, что время ушло»: мечту всей своей жизни Светличная не смогла исполнить до самой смерти
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше