Диана Вишнёва — карьера в балете и романы с олигархами
Балерина Диана Вишнева сегодня одна из самых известных и выдающихся артисток в этом жанре. Её роли вызывали восторг и у зрителей, и у критиков, неудивительно, что карьера развивалась стремительно. Она охватывает как классический, так и современный танец. Её уникальный подход к балету, стремление к экспериментам и огромная поддержка прогресса культурной жизни России и мира сделали её одной из самых влиятельных фигур в танцевальном искусстве. По уровню мастерства и популярности она уступает только великой Майе Плисецкой, кстати, только эти две балерины из России исполнили главные партии в «Болеро» знаменитого Мориса Бежара. Об этом мы ещё поговорим. Сегодня расскажем биографию балерины Дианы Вишнёвой — личная жизнь и карьера одной из самых известных балерин России.
Ранние годы и образование
Диана родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде, неожиданно, в семье, далекой от мира искусства. Родители были инженерами-химиками, не самая далёкая от культуры профессия, однако не ждёшь, что здесь родится балерина. А девочка с детства проявила интерес к танцам. В возрасте 9 лет, увидев выступление балетной труппы, она осознала, чему хочет посвятить свою жизнь.
Поэтому в 10 лет Вишнёва попыталась поступить в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой, одну из самых престижных балетных школ в мире. И провалилась. Конкурс был невероятно сложным, 90 человек на место. Но через год Диана повторила попытку, и со второго раза сумела зачислиться. Учёба в Вагановой была для Дианы временем, когда она формировала свою уникальную технику и артистизм. Уже в юности Вишнёва выделялась среди других студентов своей работоспособностью, пластикой и артистизмом. Неудивительно, что в Мариинском театре Диана Вишнёва вышла выступать ещё в студенчестве.
Балет и Диана Вишнёва
После окончания Академии в 1994 году Вишнёва была принята в Мариинский театр, карьера девушки началась в одном из самых успешных театров мира. Девушка быстро заняла лидирующие позиции в труппе благодаря своим исключительным данным и актёрскому мастерству.
В Мариинском театре Диана Вишнёва исполнила главные партии в классических балетах, таких как Жизель, Лебединое озеро, Дон Кихот и Баядерка. Особое внимание зацепила её роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», где сочетала чистоту и драматизм, свойственные этим персонажам. Мастеровитость и драматизм, с которыми Вишнёва исполнила эти партии, не раз вызывали восторженные отзывы критиков и зрителей.
Уже через два года девушка вышла на сцену Большого театра. И окончательно стало понятно, что на сцене появилась новая звезда. Причём не только на российской. Вскоре Диана Вишнёва танцевала с труппой театра Ла Скала, Национальном театре Мюнхена и Парижской опере. Но главный успех в её карьере ждал впереди.
Карьера в США и мире
Одним балетом Диана не ограничивалась. Она активно занималась развитием современного танца. Уже в начале 2000-х годов она начала работать с современными хореографами, создавая не только классические балетные роли, но и сложные, многослойные постановки, которые стали важным шагом в её карьере.
Одна из самых значительных работ Дианы в этом направлении — балет «Silenzio», поставленный Мауро Бигонцетти. Эта постановка вобрала в себя элементы как классического, так и современного балета, сочетая в себе мощную технику и глубокую эмоциональную выразительность. В этой работе Вишнёва показала своё мастерство в новом для жанре, который требует гораздо большего вовлечения и экспериментальности.
Опыт современного танца сделал технику Вишнёвой ещё богаче. И с началом нулевых она решила ещё больше укрепить свою международную карьеру и начала гастролировать по глобальной арене. В 2005 году началось её плотное сотрудничество с Американским театром балета (ABT) в Нью-Йорке. Здесь она стала официально приглашённой примой, причём, если в Мариинском театре она была связана своим амплуа хрупкой девушки, то в США систематизация ролей была не такой жёсткой. Поэтому здесь Диана могла сыграть роли, которые ей никогда бы не дали в России.
В театре ABT Диана проявила себя как одна из ведущих солисток, исполнив роль Манон в одноимённом балете Кеннета Макмиллана, а также став солисткой в таких постановках, как Татьяна в «Онегине» Джона Кранко и Юлия в «Ромео и Джульетте» Прокофьева. Эти роли позволили ей раскрыть не только свои физические, но и актёрские способности. Техника Вишнёвой, её высокая выразительность и драматизм сделали её одной из самых востребованных балерин на международной арене. Она провела на сцене ABT тринадцать сезонов! При этом совмещала с работой примы в Мариинке и выступлениями по всему миру. Вишнёва работала с лучшими хореографами XX века, так она танцевала у Пины Бауш, Мориса Бежара, Охада Наарина, Марты Грэм, Марко Гёкке, Соль Леон и Пола Лайтфута.
И добившись таких вершин, Диана решила делиться опытом и взращивать таланты.
Фонд Дианы Вишневой
В 2010 году Диана Вишнёва открыла Фонд поддержки искусства Дианы Вишнёвой, целью которого является поддержка молодых талантов, развитие танцевального искусства и помощь нуждающимся артистам. Фонд направлен на развитие балетного образования и поддержание культурных инициатив, а также на помощь артистам в финансовых и социальных вопросах.
Фонд активно поддерживает молодые таланты в балете, предоставляя стипендии и гранты для продолжения их обучения и карьеры. Кроме того, он организует лекции и мастер-классы с участием известных педагогов и артистов. В рамках фонда также реализуются проекты, направленные на инклюзивное искусство, включая танцевальную терапию для людей с ограниченными возможностями. Диана Вишнёва активно участвует в деятельности фонда, оказывая поддержку и вдохновляя новое поколение артистов.
Фестиваль современной хореографии «Context. Diana Vishneva»
Одним из самых значительных проектов Дианы Вишнёвой стал фестиваль современной хореографии «Context. Diana Vishneva», который она основала в 2013 году. Этот ежегодный фестиваль, проводящийся в Москве и Санкт-Петербурге, стал важной платформой для обмена культурными идеями, развития современной хореографии и продвижения новых направлений в танце.
Фестиваль представляет собой не только серию спектаклей, но и мастер-классы, лекции, образовательные программы с участием ведущих мировых хореографов, танцовщиков и теоретиков танца. В его рамках также проходят премьеры балетов, экспериментальные постановки, а также работы молодых хореографов. Вишнёва уделяет большое внимание развитию современного танца в России и созданию условий для работы талантливых танцовщиков.
Следующим шагом стала студия «Контекст» Дианы Вишневой или Studio Context. Здесь вместе с командой педагогов она помогает детям развить свои физические данные и научиться искусству балетного танца с нуля. А взрослые могут посетить уроки пилатеса, йоги и другие оздоровительные программы.
Личная жизнь и влияние на культуру
Диана Вишнёва, помимо своей выдающейся карьеры в балете, всегда привлекала внимание и своим личным обаянием, а также событиями своей личной жизни. Так пара Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов долгое время обсуждались в прессе. Их роман начался, когда Диана только начинала свой путь на сцене Мариинки, а Фарух был уже состоявшейся звездой. Их союз стал не только личным, но и творческим: Рузиматов помогал Вишнёвой в её первых шагах в балете, давая ей советы и поддерживая в сложные моменты. Их отношения, наполненные эмоциями и страстью, длились несколько лет и стали одной из самых обсуждаемых тем в балетной среде. Но отношения так и не вылились во что-то серьёзное, поэтому Вишнёва и Рузиматов приняли решение расстаться. Об этом мы также писали в нашей статье о Фарухе Рузиматове, обязательно прочитайте, как мальчик из села стал премьером Мариинки.
Позже слухи рассказывали о отношениях Дианы Вишнёвой и Романа Абрамовича, однако оба отрицали эту информацию. Хотя пресса регулярно донимала обоих своими предположениями, вскоре они закончились. В 2018 году стало известно, что муж Дианы Вишнёвой — предприниматель Константин Селиневич — везёт её на свадьбу на Гавайях. В том же году родился сын Дианы Вишнёвой Рудольф-Виктор.
Диана Вишнёва сегодня
В 2024 году Диана Вишнёва продолжает активно работать в области образования и поддерживает культурные инициативы. Она является символом не только великолепной балетной техники, но и человеческой доброты, щедрости, а также стремления поддерживать новое поколение артистов. Диана Вишнёва сейчас продолжает вдохновлять танцовщиков по всему миру, а её работы и проекты оказывают значительное влияние на развитие мировой танцевальной культуры.
А подытожим ёмкой цитатой Николая Цискаридзе о Диане Вишнёвой: «Она умеет проживать каждую роль, делая её уникальной».