Главные театральные приметы и суеверия. Зачем убирают рыжих из первых рядов?
Нет более суеверных людей, чем артисты. Вот, кто точно не пойдёт по дороге, если по ней пробежала чёрная кошка. Приметы актёров всегда поражают своей самобытностью и в то же время мистикой, которая окутывает их закулисье. Ты понимаешь, что театр — не просто сцена, декорации и зрители. Это отдельный мир, полный таинственных ритуалов и негласных запретов, которые помогают актерам чувствовать себя увереннее перед выходом в свет рампы. Сегодня расскажем главные приметы в театре. Вы удивитесь, как много суеверий сопровождает артистов в их повседневной работе.
Суеверия в гримёрке и на сцене
Театральные ритуалы для актера так же важны, как репетиции или знание роли. Гримерка, например, считается настоящим святилищем. Её стены наполнены атмосферой артистов прошлого, которые оставили здесь частичку своего таланта и трудолюбия. Зайти сюда нужно исключительно с левой ноги — иначе следующий спектакль обречён на провал. Не дай Бог здесь рассыпать грим! А заглядывать через плечо коллеги в его зеркало — это совсем табу. Такие действия могут навлечь на вас как профессиональное, так и личное несчастье. А вот на сцену зайти нужно обязательно с правой ноги. Причём первый выход на сцену в карьере запоминается навсегда: некоторые актеры десятилетиями придерживаются того же пути к кулисам, с которого начался их первый успех. Этот маршрут, как считают многие, становится символом их творческой карьеры, который помогает сохранить энергию дебютного триумфа.
Театральные приметы в одежде
Интересно, что в закулисной жизни даже одежда может стать источником суеверий. Многие актеры перед важным выступлением избегают надевать новый костюм или нижнее бельё — пока премьера не состоялась, обновка должна подождать. И уж точно никому не придёт в голову стирать сценический костюм до первого показа. Это одна из самых известных примет актеров театра. Нарушишь — рискуешь получить провальный спектакль.
Суеверия о цветах
Особая тема в театре — цвета одежды и декораций. Например, жёлтый считается дьявольским оттенком, его стараются избегать в костюмах, декорациях и даже в реквизите. Хуже него только зелёный. Да, цвет, который считается олицетворением жизни, здесь под жёстким табу. Считается, что носить зелёный в театре — плохая примета. Легенда гласит, что в старину зелёный цвет ассоциировался с цветом смертельных болезней и мог привлечь беду на спектакль. Хотя сейчас по большей части это уходит в прошлое, некоторые артисты серьёзно отказываются носить зелёные сценические костюмы.
Театральные ритуалы с реквизитом
Нельзя не упомянуть и реквизит. Живые цветы, например, на сцене под строгим запретом. Исключительно искусственные цветы украшают постановки, как и бутафорские деньги, ведь использование настоящих может привести к финансовым проблемам. Кстати, дарить букеты нужно только после спектакля, иначе актер рискует не доиграть свою роль.
Ещё один интересный момент связан с тем, что некоторые артисты следят за тем, чтобы любой реквизит был «очищен» от неудач, например, после плохих спектаклей. Существуют специальные обряды, такие как окуривание или бросание соли, некоторые актёры ходят вокруг реквизита с церковной свечкой.
Роли со смертью
Есть приметы для ролей, связанных со смертью. Здесь всё особенно мрачно. Если актер ложится в гроб на сцене, под голову ему обязательно кладут бутылку водки. После спектакля её все вместе распивают, чтобы отвести беду и укрепить здоровье артиста. Театральные люди верят, такой ритуал защищает от возможных негативных последствий. Этот обычай имеет глубокие корни, он является своеобразным символом преодоления страха перед неизвестностью.
Поведение за кулисами
Не менее важны и запреты, связанные с поведением за кулисами. Нельзя грызть семечки и даже желать артистам удачи перед выходом. Вместо этого используют фразу: «Ни пуха ни пера». Ещё нельзя свистеть. Это не совсем суеверие — у него есть причина, связанная с безопасностью артистов прошлого. В 18 веке всё освещение было газовым. Когда весь кислород выжигался, оборудование издавало звук, очень похожий на человеческий свист. Поэтому свист был тревожным знаком, который предупреждал о возможном пожаре или взрыве.
Худшая примета в театре
Но, пожалуй, худшая примета в театре — уронить текст на репетиции. Это бедствие вселенского масштаба с самыми ужасными потенциальными последствиями. Чтобы их избежать, когда вы вдруг уронили листы, нужно тут же на них сесть. Тройной стук по дереву также не помешает — этот ритуал действует как ритуальное противоядие. Интересно, что в некоторых театрах есть даже особая «защитная молитва», которую артист произносит после такой оплошности, чтобы избежать возможные последствия.
«Проклятые» произведения
Есть и «проклятые» произведения. «Макбет» Шекспира считается самой несчастливой пьесой, во время её репетиций всегда творится чертовщина. Стихи из текста нельзя произносить вне сцены — это будит злых сущностей. На втором месте по «проклятости» — «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Забавные приметы
Есть забавные традиции. Считается недопустимым начинать репетицию в пятницу. Или, например, в день премьеры стоит убрать всех рыжих из первых рядов. Увидеть рыжего во время премьеры — к провалу.
Позитивные приметы
Но театр — это не только страхи и ужасы. Есть и хорошие приметы. Например, роль в «Золушке» считается лучшим подарком для актёра. Это знак, что его или её ждёт процветающая карьера и удача на профессиональном пути.
Другая позитивная примета — найти на сцене гвоздь. В театральных кругах считается, что если вы нашли его — это к новой роли. Гвоздь — не просто предмет, а настоящий талисман. Многие артисты берут его себе на память или прячут в карман на удачу. Более того, в некоторых театрах существуют специальные ритуалы с гвоздём: перед началом спектакля актер может наступить на него, чтобы заручиться поддержкой высших сил. Такая практика дошла до нас с древности, когда найденные металлические предметы считались проводниками магической энергии.
Почему в театральные приметы верят?
Почему эти традиции так живучи? Возможно, потому что для многих актеров сцена — не просто место работы, а почти магическое пространство, где каждый элемент имеет значение. Театр — не завод, здесь создаётся творчество, а ему нужны стимуляции. Подобные приметы будоражат воображение актёров, добавляют в работу элемент волшебства, это ощущение необходимо, чтобы лучше играть свою роль. Так что если вы когда-нибудь окажетесь за кулисами, не удивляйтесь. Здесь царят свои законы, полные тайн, ритуалов и суеверий, которые делают театральный мир таким очаровательным и неповторимым.