Глубокие спектакли и гастроли в США. История Новосибирского театра кукол
В этой статье расскажем, как Новосибирский театр кукол родился, прошёл самые тяжёлые годы прошлого века и стал одной из главных культурных точек города.
В самом центре Новосибирска стоит сказочный замок — это Новосибирский областной театр кукол. Его фасад украшен коваными арками, а витражи-матрёшки по вечерам подсвечиваются, из-за чего напоминают средневековые фрески. Издалека кажется, что это стоят путешественники в капюшонах. Театр стал одним из символов театрального Новосибирска, коллектив показывает, насколько богат кукольный жанр — здесь идут детские сказки и невероятно глубокий спектакль «Похороните меня за плинтусом», интерактивные постановки и трагикомедия «Муму».
Начало театра
В 1930 году в Новосибирск прибыл поезд из Ленинграда. Оттуда вышли пять артистов Ленинградского ТЮЗа, они приехали из Ленинграда помогать новосибирцам создавать собственную театральную культуру. Через 3 года после создания Новосибирского театра юного зрителя, два артиста открыли кукольную студию. Это были ленинградцы Михаил Кисец и его жена Регина Ландис Из неё и вырастет будущий Новосибирский областной театр кукол или НОТЕК, хотя изначально не планировалось, что она переродится в самостоятельный коллектив. Первое театральное представление состоялось в 1934 году — «Петрушка в гостях у школьников». Премьера стала началом развития кукольного искусства во всём регионе.
Первые шаги
Ранние спектакли ставила Регина Ландис. Она выпустила несколько премьер по своим пьесам — «Стёпка-растрёпка» и «Рис». Затем стали появляться кукольные адаптации классических произведений. В 1936 году студия отделалась от ТЮЗа и стала самостоятельным театром. Артисты и режиссёры сами писали инсценировали прозу и выбирали подходящую музыку, многие из артистов Театра юного зрителя после работы с НОТЕКом навсегда оставались в труппе.
Новосибирский театр кукол в 1941-1945 годах
Во время войны театр приютил коллег из Москвы — театр кукол Образцова. Труппа активно гастролировала по фронту, играла спектакли рядом с театром боевых действий. Добрые сказки казались настолько неуместными рядом с местами сражений, однако они помогали поднять моральный дух солдат. Театр стал важным культурным фронтом, поддерживая людей в трудные времена. Также особым образом отразилось на труппе НОТЕКа соседство с ленинградскими коллегами. Их опыт и мастерство передались новосибирским артистам, поэтому после победы значительно улучшилось качество новых спектаклей.
Новая эстетика
После наступления мира НОТЕК снова стал самостоятельным, хотя и продолжал делить сцену с ТЮЗом. Театр расширялся. В коллектив вошли выпускники театральных училищ. В 1952 году художественным лидером театра стал Геннадий Кудрявцев. Он переосмыслил опыт Образцова и активно внедрял главный принцип великого мастера — ставить то, что невозможно поставить в драматическом театре. Как мы увидим позже, сегодня данная идея коллективом всё ещё соблюдается. В 1957 году театр переехал на площадь Станиславского. Помещение было маленьким, на сто мест, однако наконец-то труппа почувствовала себя независимым коллективом.
Зарубежные гастроли Новосибирского театра кукол
В 80-е и 90-е труппа театра снова пополнилась свежими артистами. Часть из них сейчас преподают и готовят новое поколение актёров, но тогда они только начинали свой путь. Новосибирский театр кукол открыл невероятно интересный период в своей истории. Артисты театра активно гастролировали по Японии, США и странам Средней Азии. Однако театр, который уже активно заявил о себе, всё ещё не имел комфортного репетиционного пространства. Помещение на площади Станиславского было слишком мал и находился в жилом доме, что требовало мобильности и компактных декораций.
После распада СССР театр, несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию, продолжал развиваться, активно гастролировать и участвовать в фестивалях Европы и мира. В 99 году НОТЕК переехал в новое здание на улице Ленина, где был открыт зрительный зал с продвинутой сценой и комфортными креслами в зале. Да, тот самый замок, с описания которого начинается статья. «Обмыли» новый дом премьерой спектакля «Приключения Буратино». Ольга Гущина, которая ранее пришла в театр артисткой, была назначена художественным руководителем Новосибирского областного театра кукол.
НОТЕК сегодня
Новосибирский областной кукольный театр продолжает традиции своих основателей. Здесь не просто сказки, а максимально технологичные сказки. Сцена может трансформироваться — подниматься и опускаться, а в зале установлены 207 кресел, которые могут подстраиваться под каждого ребёнка. Для малышей работает «Комната сказок», где проходят интерактивные спектакли. Под руководством Ольги Гущиной театр стал применять новые технологии, включая компьютерную графику и видеопроекции, что значительно обогатило спектакли. Театр активно участвует в гастролях и фестивалях, продолжая развивать репертуар и сохраняя культурные традиции.
Театр внедрил программу «Сказки народов мира», которые знакомят детей с культурой различных народов. Коллектив активно занимается благотворительной деятельностью и поддерживает социально незащищённые слои населения, организуя мероприятия для детей.
Особенности нового здания позволили коллективу полностью раскрыть свои творческие идеи. Театр активно использует видеопроекции, современное световое и звуковое оборудование, что создаёт на сцене настоящую магию.
Влияние театра кукол на общество
Театр проводит мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения через спектакли, такие как «Приключения в дорожном городке», что помогает формировать у детей осознанное отношение к безопасности на дороге. Театр стал известным не только в России, но и за рубежом, участвуя в международных фестивалях и гастролях. Репертуар театра включает популярные сказки и спектакли для детей, а также мероприятия для знакомства с культурой разных стран, что делает его важным культурным центром для подрастающего поколения.
Спектакли Новосибирского областного театра кукол подойдут и для взрослых. Например, потрясающая трогательная постановка «Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева. Здесь отлично воплощён принцип, который продвигает театр — ставить то, что невозможно поставить в драматическом театре. Подробнее о нём читайте в нашей рецензии на спектакль «Похороните меня за плинтусом».
А для семейного просмотра подойдёт «Game Over: Атака Тёмного Бота». Здесь в игровом формате труппа рассуждает о том, как важно думать о своей безопасности в сети и беречь личные данные. По описанию кажется, что это невозможно поставить в кукольном театре, однако коллектив это делает легко и интересно. Обязательно обратите внимание на нашу рецензию на спектакль «Game Over: Атака Тёмного Бота».
Итог
Новосибирский областной театр кукол — крайне интересная точка в театральной культуре Новосибирска. Его обязательно стоит посетить как жителям города, так и его гостям. Актуальная афиша Новосибирского театра кукол есть на на нем сайте.