Иммерсивный спектакль — что это, и почему он так популярен?
Хотя иммерсивные спектакли в России существуют уже 10 лет, а в мире почти 25 лет, словосочетание всё-таки воспринимается по-модному. Во многом потому что они сделали театр более популярным. Иммерсивные спектакли привлекают людей, которые могут никогда не пойти в классический театр. Что же добавляет спектаклю слово «иммерсивный»? В этой статье вы это узнаете, а ещё какие бывают иммерсивные спектакли, когда они появились и почему они популярны.
Что такое иммерсивный спектакль
Иммерсивный спектакль и иммерсивное шоу — это одно и то же. Просто «шоу» моднее звучит. Название происходит от английского immersion — погружение. В таких спектаклях вы не зритель — вы участник действия. Это характерное отличие иммерсивного театра от традиционного театра, где вы обязаны сидеть на одном месте. Любая ваша попытка поучаствовать в действии строго осуждается, а актёры могут быть просто не готовы к импровизации. В иммерсивном театре обратная картина. Если вы не будете взаимодействовать со спектаклем, вы выбросите деньги на ветер. Здесь нет деления на сцену и зал. Актёры часто ходят между зрителей, сидят рядом с ними, а иногда их вовсе нет, но обо всём по порядку.
Как проходит иммерсивный спектакль
Степень взаимодействия может быть разной. Существуют спектакли, где актёры общаются с залом — это может быть и в традиционных спектаклях, но чаще всего встречается в документальных постановках или вербатимах. Исполнители долго наблюдают за человеком, учатся копировать его речь и повадки, после чего показывают это на сцене. Они могут задавать вопросы, вступать с вами в диалог или даже спор, четвёртая стена полностью отсутствует. Такие спектакли, в основном, раскрывают социальные проблемы общества.
Есть спектакли-променады. Артисты в процессе действия будут просить зрителей перейти из зала в зал. Такие постановки для атмосферы обычно проходят в аутентичных местах — усадьбах, заброшках, ресторанах и т.п. Если по сюжету действие происходит в баре, вы попадёте в выстроенный бар, а артисты будут сидеть рядом с вами на тех же стульях. Причем ставят классические тексты, особенно любят Достоевского, он отлично ложится на променад. В подобных иммерсивных спектаклях вас могут обнять, сесть к вам на колени, предложить выпить шампанского, будьте готовы к подобным контактам.
Существуют иммерсивные спектакли-выставки. Термин не общепринятый, но иначе их сложно описать. В основном, такие постановки выбирают одну тему и исследуют её. Например, что такое любовь. Выстраивается анфилада комнат, где каждая раскрывает один из аспектов темы, зритель гуляет по ним и составляет своё мнение. С окружением можно и нужно взаимодействовать. От арт-выставок подобные спектакли отличает наличием актёров. Они либо присутствуют, как спутники, либо как голоса. Из примеров, «Любовь от и до» в Москве.
И особый жанр — иммерсивные спектакли без актёров. Здесь каждый проект уникален. Например, в разных городах России раньше проходил спектакль «Remote». Участники собирались в группу, надевали наушники, а диктор говорил всей группе, что нужно делать. Например, резко начать идти спиной вперёд, улыбнуться прохожему. В то же время он вёл их по конкретному маршруту. Люди изучали город, изучали себя и свои зажимы и были актёрами, за которыми наблюдали прохожие. Создатели — коллектив Rimini Protokoll — показывали, как простые действия, описанные выше, настолько непривычны обществу, что вы становитесь для него актёром. Про этих людей мы ещё поговорим.
То есть конкретного рецепта иммерсивного спектакля нет. Но в нём должно быть главное — отсутствие деления на сцену / зал и постоянное взаимодействие со зрителями.
Как подготовить себя к иммерсивному спектаклю
В первую очередь, не бойтесь общаться. Артисты — опытные люди, они смогут вас разговорить, главное не зажимайтесь. Ну и будьте готовы к новому опыту, ведь поначалу такой театр может вызвать неприятие. Но если открыться, иммерсивный спектакль даст вам новые ощущение, которые невозможно получить в традиционном театре с четвёртой стеной.
Когда появились иммерсивные спектакли
А всем, кто дочитал статью до этого момента, в качестве бонуса рассказ об истоках жанра. Иммерсивная подача появилась задолго до самого термина. Древние греки в своём театре обращались в зал, артисты времён Шекспира общались с залом, итальянская комедия масок целиком строилась на работе с публикой. Это аристократический театр выстраивал четвёртую стену, а простые люди всегда были рады поболтать с артистами.
В позднее время важную лепту внёс русский режиссёр Всеволод Мейерхольд — он первый начал рассаживать зрителей среди актёров, а действие могло идти даже в фойе. В 1969 году вышел первый спектакль, где зрители могли выбирать варианты развития сюжета. Режиссёр Лука Ронкони из Италии поставил спектакль «Неистовый Роланд» в церкви, где по углам были движущиеся площадки. Посетители могли ходить между ними и выбирать, куда повернёт история.
Но как жанр иммерсивный театр заявил о себе только в XXI веке. Всю ту эстетику, о которой было сказано выше, составил британский коллектив Punchdrunk, образовавшийся в 2000 году. Они делали спектакли в заброшенных заводах, в полях и отелях. Самая известная работа — «Sleep no more» по «Макбету». Зрители попадали в огромный отель, где было 90 комнат. А дальше — полная свобода. Они могли гулять, где хотели, натыкались на актёров, видели секретные тайники, которые открывались только в определённый момент. В общем, полная свобода.
Другим ярким коллективом были Rimini Protokoll. Эти немцы делали невероятные иммерсивные спектакли. Например, люди попадали в комнаты, где были вещи и видеозаписи недавно умерших людей. По деталям публика понимала, как этот человек погиб. Так коллектив исследовал, а что вообще такое смерть, возможно ли сегодня полное забвение. Или спектакль «100%City». Коллектив изучал население города — сколько процентов мужчин и женщин, какой процент населения живёт в каком районе, какие присутствуют расы, вероисповедания и т.п. А потом приглашал 100 человек и соблюдал все эти проценты. Условно, если в городе 60% женщин, из них 30% живут в центре, то на сцене будет 60 женщин, 20 из которых живут в центре. И так по всем пунктам. А дальше людям задают вопросы, чтобы лучше узнать, что на самом деле волнует население этого города. Самое интересное — спектакль приезжал в Россию. На YouTube есть запись «100% Воронеж».
Итог
Иммерсивный театр — довольно широкое понятие. Его главная цель — максимально вовлечь вас в действие, чтобы вы всё время чувствовали себя участником спектакля. Это интересные впечатления. В театре мы привыкли чувствовать себя защищёнными четвёртой стеной, тут же нам приходится раскрываться. Но, поверьте, один раз попробовав, вы точно захотите ещё раз.