Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Субстанция» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
favorites
Ваши билеты в личном кабинете

История стендапа. Как человек с микрофоном из маргинала стал миллионером

История стендапа. Как человек с микрофоном из маргинала стал миллионером

Билет на выступление Виктории Складчиковой стоит в среднем 5000 рублей. Мест в зале 3646. Прибыль можете посчитать сами. Что такое стендап, и почему человек с микрофоном, зачитывающий шутки, начал так много зарабатывать? Ведь если сравнить выступление музыкальной группы на такое же количество мест, то расходов здесь будет гораздо больше, а прибыль — меньше. Давайте разберём начало стендапа, историю и то, как на пепелище консервативного СССР развился жанр, который захватил рунет.

Что такое стендап

Название происходит от английского stand up — вставать. Оно и ясно — комик стоит перед залом. Есть и более романтичное объяснение, что раньше клубы, где проводились выступления, крышевались мафией. Stand up guy называли проверенного человека, который на сцене точно не сболтнёт лишнего.

Это формат, когда человек на сцене рассказывает заготовленные шутки и общается с залом. Заготовленность проявляется не в чтении с листа, это формат эстрадного монолога, о нём поговорим позже. Комик отрабатывает материал до отскакивания от зубов, чтобы добиться в выступлении максимальной непринуждённости. Как будто он сочиняет на ходу. Но так было не всегда.

История стендапа

Вообще публичные выступления человечество любило с древности. Пока существовал великий древнегреческий театр, рядом стояла комедия с юмором ниже пояса. В антрактах на спектаклях по Шекспиру, пока менялись декорации, народ развлекал комедиант из труппы. Во французских кабаре между канканом и водевилями обычно выходили конфераньсье и зачитывали шутки. Просто никто не считал это отдельным жанром.

Привычным нам стендап стал в США в конце XIX века. Тогда страна была не особо богатой, туда сбегали люди из Европы, которые хотели начать жизнь с чистого лица. Часто они до изнеможения работали, и им нужно было как-то расслабиться. Так вот, помимо кабаре, им отлично заходили выступления комедиантов, кстати, таких же эмигрантов. Правда, тут было много фарса. Люди обожали смотреть, как по лицу артиста, желательно чернокожего, размазывали пирог, или как полуголая красотка заигрывала с залом. В плане шуток был полный расизм, стереотипы о нациях принимались на ура. Трэш и угар помогали рабочему классу на время забыть о своей бедности.

Стендап и телевидение

После окончания Второй мировой американские жители стали серьёзно богаче. У каждого появилось по телевизору, был необходим эфирный контент. Подросло поколение сытых горожан, которым уже не нравились расистские пошлые шутки. Так начали появляться более интеллектуальные комики, например, Морт Сал, он придумал ставить на сцену стул. Его выступления были построены на разборе свежих новостей и культурных событий. Сал не стеснялся чихвостить политиков и звёзд, чем влюбил в себя народ. Другим успешным комиком был Ленни Брюс. Он придумал стиль, который затем возьмут Джимми Карр и Джордж Карлин — ругать идеалы и хвалить недостойное. Так Брюс поносил религию и нахваливал наркотики и беспорядочный секс. Суть тут была именно в провокации, чтобы половина плевалась, а половина в голос смеялась.

Здесь сработал интересный момент нашей психики — что плохо в жизни, то очень интересно на сцене. Шутки били в социальный нерв. Люди слышали знакомые им ситуации, и через смех как бы очищались и успокаивались. Неудивительно, что продюсеры взялись за стендап.

Золотой век стендапа

70-е-80-е полностью поменяли телевидение. Помимо общего культурного взлёта, стендап полноценно стал самостоятельным жанром. Джордж Карлин окончательно показал, что прилизанный юмор никому не нужен, о чём говорит его невероятная карьера в комедии. Эдди Мёрфи начинал в стендапе, с 15 лет он выступал по барам, а затем попал на телевидение. Робин Уильямс и Джим Керри выступали стоя с микрофоном. Появился жанр Late Night Show, который тоже можно сравнить со стендапом.

Современные стендаперы шутят по правилам, которые придумали Джордж Карлин, Луи Си Кей и другие великие комики. У шуток теперь есть анатомия. В 2001 году вышла книга Джуди Картер «Библия комедии», где по шагам описано, как создать смешную шутку. Поэтому стендап сегодня — полноценная индустрия с обширной рекламной компанией. Неудивительно, что комики неплохо зарабатывают.

История стендапа в России

Хорошо, с Америкой понятно, но что же с нашей страной? У нас комедия развивалась немного в другом русле. В СССР был популярен жанр эстрадного монолога и сценок, которые разыгрывали известные артисты. Так вы можете найти записи, где Андрей Миронов шутит над тем, как в реальности снимается кино, когда нужно показать жаркое лето, а сейчас канун Нового года, и режиссёр засыпает снег песком и заставляет полуголых людей изображать удовольствие. Эстрадный монолог — не совсем стендап. Здесь исполнители скорее рассказывают свои наблюдения за жизнью, чем рассказывают о собственных событиях. Их шутки скорее напоминают анекдоты. Плюс выступали советские юмористы не в барах, а в ДК и театрах, их монологи снимались для телевидения, разумеется, никакого мата и пошлости. Однако их выступления несли в себе основу юмора в стендапе — злободневность, искренность, высмеивание повседневного бреда, конфликт с реальностью. Пусть и завуалированно. Из известных мастеров эстрадного монолога можно вспомнить Аркадия Райкина, Михаила Жванецкого, Андрея Миронова, Романа Карцева, Александра Ширвиндта.

Но есть комик, который вполне близок современной стендап-культуре. Это прекрасный Ян Арлазоров. На сцене он рассказывал, как ездил в советских поездах, как искал себе жену и другие события именно из своей жизни. При этом юмор Арлазорова изящен, без пошлостей и мата, даже сегодня его шутки вызывают смех. Хотя порой он делает намёк на нецензурные слова, это стабильно вызывает реакцию зала. Всё же есть в мате guilty pleasure, кто бы что ни говорил. Ну и главное — он один из первых в нашей стране стал работать с залом, строить шутки на основе ответов зрителей.

Первые звёзды стендапа в России

С распадом СССР и полным уничтожением цензуры шутить стало проще. Русский стендап начал обретать ту форму, которую мы знаем сегодня, в 2005, когда вышел первый выпуск Comedy Club. Вчерашние резиденты КВН Павел Воля, Александр Ревва, Гарик Мартиросян начали делать новый для нашей страны юмор — дерзкий, нецензурный, на грани. Руководство КВН было в ярости — как может Павел Воля так нагло шутить над зрителями? Они резидентами Камеди рвали контракты, а от правительства Юрмалы требовали отменить их выступления. Но как бы консерваторам ни было больно, Камеди очень нравился людям, поэтому шоу продолжало развиваться. На волне популярности появляется шоу Made in Woman, которое выступает в московских клубах. Позже оно переродится в Comedy Woman.

Продюсеры поняли, что людям нравится трэш и угар. Так появились шоу «Убойная лига» и «Смех без правил» — шоу, где несмешных комиков сбрасывали со сцены, а успешных сажали в машину с красотками в бикини. Да, это не стендап, однако благодаря им новое поколение людей привыкло к эстетике юмора, на которой разовьётся стендап.

Кстати, российский YouTube тоже многое сделал для жанра. В частности, главный скуф рунета Юрий Хованский начинал как раз со стендапа, в его выпусках Russian Stand-up были все узнаваемые паттерны — кирпичная стена, микрофон, стойка. Из других ютуберов можно назвать Эльдара Джарахова и Илью Меддисона.

Но всё же комедия для них лишь часть творчества, причём не основная. А вот конкретная профессия комик всё же появилась позже. Момент, когда обществу стали активно прививать любовь к стендапу, можно считать появление шоу StandUp на ТНТ. Здесь уже не было угара из 00-х. Были узнаваемые паттерны жанра — мини-сцена, микрофон, красный занавес сзади. И отсюда постепенно начали выходить люди, которые сегодня собирают полные залы — Иван Абрамов, Тимур Каргинов, Виктория Складчикова, Юлия Ахмедова, Нурлан Сабуров и др. Теперь многие имеют личные шоу на популярных видеохостингах.

Хотя не было осознанного деления стендапа по гендерам, мужчины комики всё же доминировали по количеству. Поэтому в 2020 году появилось отдельное шоу «Женский стендап». Его основная идея — сломать патриархальные стереотипы о девушках, как о молчаливых хозяйках. Если говорить простыми словами, «Женский стендап» показывал, что прекрасный пол может пошло шутить про отношения, детей, разводы, секс и т.п. Также организаторы помогали женщинам-комикам заявить о себе.

Русский стендап сегодня

Комики — это лидеры мнений. Они дают интервью, ездят по всей стране, открывают свои шоу на видеохостингах. Это уже не маргинальный образ жизни, а востребованная профессия с потенциально высоким доходом. В разных городах России есть стендап-клубы, где относительно недорого можно провести вечер за парой тройкой выступлений, выпить и посмеяться. Формат «Открытого микрофона» даёт любому желающему возможность выйти и заявить о себе. Даже если он не хочет делать карьеру в комедии. Многие говорят, что выступления отлично прокачивают уверенность в себе.

Вот так жанр, который изначально просто разбавлял танцевальные номера, превратился в один из главных столпов современной культуры. А его исполнители из бедняков стали миллионерами.

Вся страна заглянула под юбку: этот легендарный снимок стоил Мэрилин Монро брака
Досталось даже «Поттеру»: у этих 5 фильмов самые ужасные спецэффекты, за которые киношникам стыдно
«Бяк-бяк-бяк»: почему мама запрещала Андрею Миронову петь
Как «Интерстеллар», но азиатский: эта дорама от Netflix про космос с необычным сюжетом покорила зрителей
Гениям шоу не нужны: культовую сцену в «Братстве кольца» Джексон снял без единого спецэффекта
Этот фильм получил всего одного Оскара, но имеет внушительную армию фанатов: почему стоит посмотреть «Маяк»
Мог спасти от смерти: с этой американской звездой Монро изменяла своему мужу
У Печкина из «Простоквашино» есть брат-близнец в другом известном советском мультике: объясняем, как так вышло
Эту сцену из «Бриллиантовой руки» съемочная группа вспоминала с содроганием: комедия чуть не стала трагедией
Что не так с «Методом 3»? Критик предрек сериалу с Хабенским громкий провал
6 сентября — День чтения книги: какие экранизации уже вышли в 2024 году, какие только покажут
Нелепый инцидент стал культовой сценой: как ДиКаприо изменил сценарий «Джанго освобожденного»
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше