История театра Андрея Миронова — как появился первый частный театр в СССР
История театра Миронова в Санкт-Петербурге крайне занятна. Читайте подробности в нашей статье.
Питер вообще интересный город. Великая история Российской империи соседствует с уродливыми граффити в подворотнях, на одной улице может быть барная точка притяжения и один из главных театров Европы. Неудивительно, что именно здесь всегда создавалась и создаётся особая свободная культура, которую сложно представить в других городах. Театр Миронова на Петроградке — один из плодов этой культуры. Он не может похвастаться вековой историей, здесь не ставил Мейерхольд, отсюда не вышли признанные гении. Однако театр антрепризы имени Миронова — это продукт своей эпохи, который был большим событием для культуры нашей страны. Как получилось, что молодой театр, основанный на смене эпох, сумел выжить и подать пример другим коллегам? Сегодня рассмотрим историю театра Андрея Миронова.
Начало истории «Русской антрепризы» имени Андрея Миронова
В 1988 году в Ленинграде появился первый в истории СССР частный театр. Тогда он назывался «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Сразу стоит ответить на вопрос: «В каком театре служил Миронов?» — в московском театре Сатиры. Да, никакого прямого отношения к театру своего имени артист не имел, Миронов умер в 1987 году. Тогда не было принято называть учреждения культуры именами деятелей-современников, тем более таких известных, тем более без их прямого разрешения. Это было смелым шагом.
Создателем этого новаторского проекта стал Рудольф Давыдович Фурманов, один из самых ярких антрепренеров постсоветской эпохи. Он решил для грамотного выхода на новый рынок использовать имя культового артиста эпохи. И не прогадал.
Тот период был ужасен для искусства. Культура в стране находилась на грани выживания, театры и библиотеки закрывались один за другим, у людей просто не было денег на билеты. Но несмотря на мрачную реальность, Фурманов увидел потенциал в этой затее. Он собрал труппу из обедневших артистов и выбрал отличный пиар-шаг — назвать коллектив в честь Андрея Миронова, чьё творчество всё ещё было на слуху у аудитории.
Творческий путь театра антрепризы им. Андрея Миронова
В первые восемь лет своего существования коллектив переходил от сцены к сцене, не имея постоянной площадки. Спектакли проходили на арендуемых местах, например, в других театрах Питера, иногда труппа ездила на гастроли по городам России, там тоже они существовали в жанре переезжающего коллектива. Но труппа не теряла энтузиазма. Фурманов сделал ставку на медийность, актёры театра Миронова — Алиса Фрейндлих, Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский — стабильно появлялись на афишах разных городов. Рано или поздно идея должна была выстрелить, даже в тёмные времена люди хотят развлекаться.
Театр Миронова выбрал уникальную систему сотрудничества. Модель европейской и американской антрепризы сочеталась со стандартным театральным контрактом СССР. С одной стороны, артисты были свободны в занятости, с другой — всегда имели спектакли в театре Фурманова. Это позволяло труппе быть гибкой, сохраняя высокое качество постановок и привлекая к участию в спектаклях популярных актёров. На сцене театра действительно выходили Николай Симонов и Людмила Чурсина, Аркадий Райкин и Анатолий Папанов.
В 96 году произошло долгожданное событие — театр наконец обрел своё постоянное пристанище. Анатолий Собчак вместе с правительством Санкт-Петербурга предоставило труппе помещение на Петроградской стороне под названием «Дом с башнями». Оно стало новой театральной площадкой. История здания театра Андрея Миронова на Петроградской имеет интересный символизм. Незадолго до революции часть этого дома приобрёл Семён Менакер, дед Андрея Миронова. На торжественном открытии присутствовали все звезды сцены, от Марии Мироновой, матери Андрея, до Михаила Ульянова и Элины Быстрицкой, что добавило событию особую значимость. Там же мама Миронова разрешила присвоить театру его имя.
Театр имени Андрея Миронова сейчас
Сегодня театр Миронова продолжает активно работать, сохраняя верность заложенным принципам. В его репертуаре можно встретить как классические произведения, так и современные пьесы, что привлекает зрителей разного возраста и вкусов. Этот театр успешно сочетает всё лучшее от европейской антрепризы и русского репертуарного театра, что делает его уникальным явлением в культурной жизни страны. С одной стороны, актёры свободны, с другой, имеют постоянную занятость, оговоренную в контракте. Это позволяет коллективу быть финансово прибыльным.
Нынешний худрук театра Миронова — сын Рудольфа Фурманова — Влад Фурманов. Он развивает традиции, заложенные отцом — достойная антреприза с известными актёрами. Поэтому в его спектаклях играют артисты главных театров Петербурга. Коллектив не только проводит гастроли по всей России, но и активно участвует в культурной жизни своего города, например, организует различные мероприятия и концерты.
И сегодня, как и 35 лет назад, история театра имени Андрея Миронова показывает, что сфера может не только нести доброе и вечное, но и приносить хорошую прибыль. Принципы, которые открыл Рудольф Фурманов в конце 80-х, до сих пор используются его коллегами по цеху.