История театра на Покровке: как зародился уникальный театр
![История театра на Покровке: как зародился уникальный театр История театра на Покровке: как зародился уникальный театр](https://static.kinoafisha.info/k/events/1200/upload/events/298896889845.jpg)
Театр на Покровке в Москве, который открыл свои двери в сентябре 1991 года, имеет богатую и необыкновенную историю. Этот театр стал настоящим явлением в театральном мире Москвы, а также в российской культуре в целом. Актёры театра на Покровке собирают полные залы, так как почти каждый спектакль — событие для фанатов коллектива. Сегодня расскажем историю театра на Покровке.
Зарождение
Основатель Театра на Покровке Сергей Николаевич Арцибашев, человек выдающегося таланта и глубокого понимания театрального искусства, с самого начала поставил перед собой амбициозную задачу — создать авторский театр, который будет не только реагировать на социальные изменения, но и задавать новые художественные ориентиры для зрителей. Арцибашев, выпускник ГИТИСа и ученик Марии Кнебель, кстати, прямой ученицы Константина Станиславского. Он с начала своей карьеры увлекался психологическим театром, продолжая поиски своих наставников, таких как Олег Ефремов, Юрий Любимов и Анатолий Эфрос. Свою жизнь и творчество он посвятил созданию театра, где правда, поэзия и магия сливаются в одном месте — на сцене.
![История театра на Покровке: как зародился уникальный театр Сергей Арцибашев, источник: Legion-Media](https://static.kinoafisha.info/k/events/610/upload/editor/events/990299184928.jpg)
Ко времени, когда Арцибашев открыл театр на Покровке в 1991 году, он уже успел поработать главным режиссёром Московского Театра Комедии, поэтому с самого начала мастер имел опыт театрального руководства.
Спектакли театра на Покровке
С первой постановки театра на Покровке — «Три сестры» Чехова — стало понятно, что этот театр будет искать не только новый способ подачи классики, но и вовлекать зрителей в сам процесс творчества. Театр на Покровке не ограничивался просто репликами актеров и зрителями в качестве наблюдателей. Зрительный зал становился частью спектакля, а сама сцена порой расплывалась, нарушая все традиционные театральные границы. Как писала о первых спектаклях театра Т.К. Шах-Азизова, «пожалуй, никто так решительно не нарушил четвертую стену». Актеры, находясь в зрительном зале и взаимодействуя с публикой, тем самым ломали привычные театральные рамки и создавали по-настоящему уникальную атмосферу. Спектакль «Три сестры» стал визитной карточкой театра, символизируя время перестройки и желание разрушить старые границы, установить новые формы общения и понимания.
После этого русская классика регулярно появлялась на сцене театра на Покровке или, как его называли зрители, театра Арцибашева. В «Ревизоре», «Талантах и поклонниках», «Женитьбе», которые вышли позже, режиссёр заявил свой стиль: суть, а не обёртка. Бережное отношение к автору, а не выпячивание себя.
Однако это не значит, что режиссуры в его постановках не было. Начиная с постановки «Трех сестер», Арцибашев продолжал экспериментировать с формой. Вдохновленный успехом первых опытов, он ставил такие спектакли, как «Ревизор» Н.В. Гоголя и «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, которые были восприняты публикой с восторгом. Особенность репертуара театра на Покровке заключалась в том, что каждое произведение было перенесено на сцену таким образом, что оно становилось новым, глубже, наполненным современным смыслом. Этот подход принес театру не только популярность, но и признание на самых престижных театральных фестивалях. Спектакли «Три сестры», «Месяц в деревне», «Ревизор» и многие другие стали не только театральными событиями в Москве, но и за её пределами.
Сегодня принцип, заложенный Арцибашевым, продолжает работать.
Артисты театра на Покровке
Актёры театра на Покровке, такие как Валентина Светлова, Татьяна Яковенко, Наталья Гребенкина и многие другие, составили невероятно талантливую труппу, где каждый был важен, каждый добавлял свою уникальную окраску в общее произведение. Арцибашев очень тщательно подходил к подбору актеров, и каждый, кто становился частью Театра на Покровке, был как часть единого органичного механизма. Среди актеров театра можно было встретить не только выдающихся представителей российского театра, но и тех, кто сделал имя в других театрах, что позволило создать совершенно уникальную творческую атмосферу.
Гастроли театра на Покровке
Одним из значительных этапов в истории театра стали гастроли за рубежом, где театральные произведения театра на Покровке были высоко оценены зрителями и критиками. Так, спектакль «Месяц в деревне» стал лауреатом Гран-при Каирского фестиваля в 1994 году, а спектакли «Женитьба» и «Ревизор» принимали участие в международных фестивалях в Польше, Германии, Франции, Японии и других странах. Эти гастроли стали важным свидетельством международного признания театра, его уникальной режиссерской манеры и постановок.
Театр после Сергея Арцибашева
Постепенно, с уходом Сергея Арцибашева, руководство театром принял Геннадий Викторович Шапошников. Его работа продолжила традиции, заложенные основателем, но в то же время привнесла новые акценты в репертуар. Шапошников был режиссером с иной манерой исполнения, он искал зрелищность и исторические параллели, но также уважительно относился к основам репертуара театра на Покровке. Его постановки, такие как «Один день Ивана Денисовича» по А.И. Солженицыну и «Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому, оказались не менее успешными, чем работы Арцибашева, и театр продолжал привлекать внимание зрителей.
Актерский состав при новом руководстве также пополнился талантливыми молодыми исполнителями, такими как Софья Александрович, Ольга Богомазова и Кирилл Дубровицкий, которые привнесли свежесть в актерскую труппу. Театр Арцибашева на Покровке продолжал радовать зрителей не только привычными театральными трюками, но и поисками новых смыслов в уже известных произведениях.
Театр сегодня
В настоящее время, после того как в 2022 году главным режиссером театра стал Михаил Милькис, театр продолжает развиваться и радовать зрителей своими новыми постановками. Милькис, опираясь на традиции, заложенные Арцибашевым, привнес новые идеи в репертуар театра, что позволяет театру оставаться актуальным и востребованным.
В заключение, можно сказать, что театр на Покровке — это не просто место, где ставятся спектакли. Это театр, который с каждым днем открывает зрителям новые горизонты театрального искусства, следуя за традициями великих мастеров, но при этом не боясь экспериментировать, ломать стереотипы и вовлекать зрителей в процесс творчества.
Что посмотреть в театре на Покровке:
«Васса», история о неразрешимых семейных конфликтах.
«Браво, Чехов! или О чем пели соловьи», спектакль бывшего худрука Геннадия Шапошникова по рассказам Чехова.
«Банкрот», спектакль по Островскому о том, как новые идеи сталкиваются со старым миром.
«Горе от ума», спектакль Сергея Арцибашева, который показывает его режиссёрский стиль.