Как балет «Щелкунчик» стал праздничной традицией? Разбираем историю главной новогодней сказки.
Новый год — это повод вспомнить любимые сказки, они приобретают особую атмосферу. Например, балет «Щелкунчик». Рождественскую историю про девочку, которая увидела, как игрушки оживают и сражаются с армией крысиного короля, знают почти все. А те, кто не знают сюжет, точно слышали, кто автор балета «Щелкунчик» — Чайковский. Возможно, они даже узнают пару композиций. Но мало кто знает, что изначально это книга, которую никто и не думал доводить до сцены. Кто написал «Щелкунчика?» Почему балет Чайковского стал популярен не только в России, но и в США? А также кто был хореографом «Щелкунчика», чьё видение стало каноничным? Ответим на главные вопросы в новой статье Киноафиши
Кто такой Щелкунчик?
Начнём с простого — что за странное имя? Щелкунчик — это игрушка для колки орехов. Обычно использовали щипцы, но иногда, для шарма, вырезали специальные игрушки в разных формах. Каноничным стал солдатик, а после мультика «Щелкунчик» — солдатик в красном камзоле и белом парике. Теперь, когда мы разобрались, можем идти дальше.
Кто автор «Щелкунчика»?
Автор сказки — Эрнест Теодор Амадей Гофман. Она, кстати, была принята публикой с большой любовью, не только простые читатели, но даже критики и коллеги-писатели отзывались о ней с уважением. Но настоящая слава пришла к ней уже в адаптациях.
Кто и как создал либретто к балету «Щелкунчик»?
Оно сделано не по Гофману, а по Александру Дюма. Да, автора «Графа Монте-Кристо» и «Трёх мушкетёров». Он переписал первоисточник, сделав его более сказочным и простым. Если у Гофмана была философия немецкого романтизма о двоемирии и людях, способных выходить за грань реальности, история Дюма — история о любви и приключении. Но это и стало причиной того, что именно на его текст ориентировался русский и французский танцовщик Мариус Петипа, когда создавал либретто к балету «Щелкунчик». Вряд ли глубокий немецкий романтизм стал бы главной новогодней сказкой.
Какой у «Щелкунчика» сюжет?
В канун Рождества в дом девочки Мари приходит крестный Дроссельмейер, загадочный и немного пугающий человек, приносящий необычные подарки. Сама героиня получает в подарок игрушку — Щелкунчика. Щелкунчик оказывается не простой игрушкой — ночью он оживает, сражается с Королем мышей и уводит девочку в волшебную страну. Именно там происходит действие сказки «Щелкунчика», где зрителей ожидают захватывающие танцы и сказочные декорации. Волшебный мир представлен как страна сладостей, где герои встречают Фею Драже и её спутников. Там же происходит сражение между армиями Щелкунчика и мышиного короля. В итоге добро побеждает зло. Финал наполнен радостью и торжеством, Щелкунчик превращается в прекрасного принца, которого ждёт долгая и счастливая жизнь с Мари.
Где и когда была поставлена первая постановка? Кто её ставил?
Первая премьера балета «Щелкунчик» состоялась 18 декабря 1892 года в Санкт-Петербурге, на сцене Мариинского театра. Зал театра в тот вечер был полон — публика с нетерпением ждала новую работу Чайковского, чья музыка уже завоевала сердца зрителей благодаря балетам «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Композитор завершил работу над партитурой за несколько месяцев до премьеры. Уникальность музыки заключалась в том, что Чайковский впервые в истории балета использовал новый инструмент — челесту, чей волшебный звук стал символом феи Драже. Он услышал челесту в Париже, инструмент только что был представлен европейской публике. Хореографом стал Лев Иванов, второй балетмейстер театра, хотя изначально постановку готовил Мариус Петипа, автор либретто и великий мастер танца. Однако болезнь вынудила Петипа передать свою работу Иванову. Это редкое новшество помогло создать неповторимую атмосферу сказки.
Какие танцы в «Щелкунчике» и какие инструменты звучат в партитуре?
В балете задействована вся палитра оркестровых инструментов, помимо редкой челесты, о которой мы уже говорили. Оркестровка Чайковского невероятно богата: используются флейты, гобои, арфа, трубы, литавры и другие инструменты, которые передают атмосферу сказки. Каждый номер — это шедевр, от экспрессивного «Трепака» до утончённого «Вальса цветов». Среди других знаменитых номеров — арабский танец, испанский танец и китайский танец, которые добавляют в историю экзотику, завораживающую не привыкшую к ней людей.
Как менялась постановка с течением времени?
Изначальная версия Иванова не сразу завоевала популярность. Критики упрекали балет в недостатке сюжета и назвали его «слишком детским». Однако именно его версию в 2001 году восстановил Михаил Шемякин, но её сняли. В 1919 году балет был поставлен в Большом театре Александром Горским, но успеха не имел. В 1934 году Василий Вайнонен создал яркую версию для Мариинского театра с акцентом на детей и рождественскую атмосферу. И вот его версия была принята публикой гораздо теплее, она сегодня идёт в Мариинке, её можно посмотреть.
Другим каноном в России стал «Щелкунчик» в версии Юрия Григоровича в Большом театре. Постановка Григоровича усложнила хореографию, сделала акцент на драме взросления Мари и добавила детализированные новогодние декорации. Балет стал символом праздника в Советском Союзе, а затем и в современной России.
В США свою версию балета в 1954 году сделал Джордж Баланчин, эмигрировавший в США из России. Постановка Баланчина стала основой для рождественской традиции, особенно в США, где миллионы семей ежегодно посещают «Щелкунчика». Именно Баланчин превратил «Щелкунчика» в рождественский ритуал: спектакли идут в США на всех зимних праздниках, что способствовало выходу «Щелкунчика» на мировой уровень. Постановку по версии Баланчина есть на плёнке, вы можете её посмотреть.
Как балет «Щелкунчик» стал новогодней традицией?
Популярность балета как праздничного события закрепилась благодаря телевидению. В 1957 году в США состоялась трансляция постановки Баланчина на Рождество, и с тех пор спектакль ассоциируется с зимними торжествами. В России главным символом новогоднего балета остаются постановки Григоровича. Когда вы каждый год видите одну и ту же постановку в праздники, волей-неволей это становится традицией. Поэтому современные театры часто создают адаптации для детей, чтобы привлечь юную аудиторию к этому классическому произведению.
Кто танцует в «Щелкунчике»?
Исполнить роль здесь — главная мечта всех балетных премьеров. Поэтому здесь танцевали Фарух Рузиматов, Николай Цискаридзе, Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Диана Вишнева и многие другие великие танцовщики. Сегодня в Мариинке роли исполняют Максим Зюзин и Олеся Новикова. В Большом театре в разных составах играют Мария Кошкарёва, Артемий Беляков, Мария Виноградова, Дмитрий Выскубенко.
Почему на «Щелкунчика» такие дорогие билеты?
Но сегодня поход на балет «Щелкунчик» — это роскошь, цена билетов на «Щелкунчика» может быть высокой, особенно на лучшие места в Большом или Мариинском театре. Всё дело в пиаре и количестве спроса. В новогодние праздники почти каждый мечтает попасть в два главных театра России и увидеть их легендарные постановки. Поэтому театры поднимают цены на билеты. Логика простая: зачем продавать билет за 5000, если можно за 150000? По этому поводу многие театральные деятели негативно высказывались и требовали от чиновников разобраться в проблеме — почему простые люди не могут себе позволить увидеть шедевр российского балета в бюджетных театрах?
Но, несмотря на цену, балет «Щелкунчик» был и остаётся любимой новогодней сказкой. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно сходите в эти праздники на балет «Щелкунчик», который уже больше ста лет потрясает публику по всему миру. Не обязательно в версии Большого или Мариинки.