Константин Станиславский. Как богач увлёкся театром и навсегда его изменил
Театр Станиславского и Немировича-Данченко — это практически весь современный русский театр. Если когда они начинали, никто особо не придавал значения — ну два новых буржуа увлеклись сценой — то в советское время система Станиславского стала Библией каждого театрального деятеля. Актёр и режиссёр Константин Станиславский воспитал людей, которые определили всю историю русского театра XX века. Сегодня мы подробно остановимся на биографии Станиславского, ведь его жизнь — это история о человеке, который произвёл революцию в театральном искусстве. Почему он решил пойти в актёры, а затем и в режиссёры. Как складывался его путь. И как появились книги Станиславского, которые сегодня проходят в театральных вузах во всём мире.
Детство и отрочество Станиславского
Наш герой родился 17 января 1863 года в Москве в многодетной семье промышленника Сергея Алексеева. Да, настоящая фамилия Станиславского была Алексеев. Его мать, Елизавета Васильевна, происходила из культурной среды: бабушка Константина была актрисой французского происхождения. Уже в ранние годы жизнь семьи была пропитана любовью к искусству, так дети часто устраивали домашний театр, где Костя Алексеев играл главные роли в классических произведениях. Воспитание в такой творческой атмосфере помогло Константину с детства оттачивать актёрские способности. При этом учёба в гимназии не вызывала у него интереса, театр стал главным увлечением. Но учиться приходилось, ведь не у всех в семье вызывало восторг его увлечение творчеством. Отец хотел, чтобы сын продолжил семейное дело и работал на фабрике.
Он поступил в Лазаревский институт, который и закончил, а затем стал работать на фабрике отца. Константин Алексеев даже ездил за границу, подписывал выгодные контракты и очень хорошо зарабатывал. Казалось бы — жизнь удалась. Но наш герой не оставил тяги к театру.
Почему Станиславский сменил фамилию?
Утром Константин Алексеев работал на фабрике, а вечером играл спектакли в любительских театрах. Но богатому фабриканту было не к лицу быть актёром, это могло опозорить семью в глазах общества. Поэтому наш герой взял псевдоним Станиславский и зажил двойной жизнью. Здесь биография Константина Сергеевича Станиславского делится на до и после.
В 1888 году Станиславский, совместно с Фёдором Комиссаржевским и Фёдором Сологоубом, основал свой первый театр — и это событие стало поворотом в его профессиональном пути. Московское общество искусства и литературы — так назывался театр — позволило Станиславскому активно экспериментировать с актёрскими методиками. Он сыграл много главных ролей в больших пьесах, но, что важнее, стал ставить сам. Именно на этой сцене зародились ключевые идеи, которые впоследствии легли в основу его знаменитой системы.
К концу XIX века Станиславский окончательно определился с тем, что хочет посвятить себя режиссёрскому искусству. Одной из его первых значительных постановок стала комедия Льва Толстого «Плоды просвещения». Этот спектакль не только продемонстрировал его режиссёрские способности, но и стал первой постановкой, которая показала его идеи глубокого и правдивого изображения жизни на сцене. Тот самый метод, основанный на искренних переживаниях и полном погружении в образ.
Станиславский и Художественный театр
В 1898 году Константин Станиславский основал великий Московский художественный театр в Камергерском переулке, где его творческим партнёром стал Владимир Немирович-Данченко. В труппу вошли почти все актёры первого театра Станиславского. Эта частная труппа произвела настоящую революцию на российской театральной сцене. Репертуар театра Станиславского почти полностью составили современные авторы — Генрик Ибсен, Антон Чехов, Максим Горький. Станиславский и Немирович-Данченко стремились коренным образом изменить театральный процесс. Театр, созданный ими, стал воплощением реалистичного искусства, где актёры не просто исполняли роли, а действительно проживали их на сцене, что стало отличительной чертой их спектаклей.
А вскоре вышла книга Станиславского «Работа актёра над собой», которая задокументировала эти идеи. Если кратко, принципы системы Станиславского сводятся к нескольким ключевым моментам: актёр должен полностью погрузиться в образ, но не галлюцинировать, а поставить себя в предлагаемые обстоятельства. Что бы я сделал, если бы я оказался в обстоятельствах моего персонажа? Что бы я сделал, если бы узнал, что моего отца убил мой дядя? А затем полностью прожить сюжет так, как будто это происходит в реальности с его жизнью. Особое внимание уделялось тому, чтобы актёр не просто выполнял набор механических действий, а глубоко переживал внутренние эмоции своего персонажа. Театральная система Станиславского не только дала актёрам новые инструменты, но и открыла новые горизонты для режиссуры и сценического искусства в целом. При этом Константин Сергеевич даже после открытия МХТ совмещал актёрство с работой на фабрике.
Станиславский после революции
После большевистского переворота у семьи Станиславского забрали фабрику. Но зато его театр объявили национальным достоянием, и он смог полностью посвятить себя сцене. Только МХТ стал МХАТом — добавилось слово «Академический». Постановка «Ревизора» Гоголя с Михаилом Чеховым в главной роли, вошедшая в репертуар театра Станиславского, стала настоящим триумфом. Позже МХАТ под его руководством отправился на гастроли в Западные страны, где был встречен с единогласным восторгом.
После революции Константина Сергеевича пригласили работать в Большом театре. Там он создал студию оперных певцов, и этот проект стал важной вехой в его карьере, поскольку он открыл для себя новые грани работы с вокальными артистами. Значительно позже его студия получила имя музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко на Большой Дмитровке, где и продолжила развиваться его система, которая показала, что применима не только в драматическом жанре, но и в опере и балете.
Станиславский не только создавал постановки, но и активно делился своими знаниями через книги. Знаменитая автобиография Станиславского «Моя жизнь в искусстве», написанная во время поездок в США, открыла многим артистам секреты его метода. А уже упомянутая книга Станиславского «Работа актёра над собой» стала настольной книгой для актёров по всему миру. Он также написал множество других книг и статей. Так книга Станиславского «Этика» впервые поставила важные вопросы профессиональной этики и морального поведения актёра в коллективе и на сцене.
Роль Станиславского в театре
Идеи Константина Сергеевича о правде в искусстве, глубоком психологическом погружении в роль и постоянном развитии актёра навсегда изменили сценическое искусство. Он не просто создал театр, он дал ему душу. Его идеи стали определяющими для многих поколений актёров и режиссёров, не только в России, но и за её пределами. Так его ученик Михаил Чехов, переработавший систему Станиславского, принёс её в Голливуд. Одной из его учениц стала Мэрилин Монро.
Из его учеников вышли великие актёры и педагоги, которые позже готовили студентов в российских театральных вузах: Всеволод Мейерхольд, Мария Кнебель, Николай Демидов, Алексей Попов, Василий Лужский. Сегодня ещё живы театральные деятели, которые учились у первого поколения студентов Станиславского: Анатолий Васильев, Адольф Шапиро, Владимир Бейлис, Борис Морозов.
Поэтому жизненный путь Станиславского — это история человека, который пошёл за мечтой, для которого творчество было важнее денег. Это жизнь талантливого актёра, который перерос актёрство, и режиссёра, который перерос режиссуру. Потому что от театрального искусства Станиславского уже ничего, кроме фотографий, не осталось. Но по его театральной системе сейчас учат почти каждый театральный вуз России, его книги до сих пор продаются огромными тиражами, а каждый актёр, которого вы видите на сцене или в кино, скорее всего, работал над ролью по методу Станиславского.