Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Гладиатор 2» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
Русский English
favorites

Новосибирский театр «Глобус»: Как скромный ТЮЗ превратился в ведущий театр страны

Новосибирский театр «Глобус»: Как скромный ТЮЗ превратился в ведущий театр страны

Новосибирский театр «Глобус» — знаковое место для местных театралов, известное своим оригинальным зданием, напоминающим парусное судно в центре города. На протяжении почти вековой истории этот коллектив неустанно продвигал идею, что сцена способна развивать людей с самого детства. Их спектакли, пропагандирующие добро, любовь и уважение, не в назидательной манере, а в форме захватывающих историй, притягивают не только новосибирцев, но и гостей города.

В этом материале вы узнаете о том, как этот творческий коллектив появился и выстоял в трудные годы, как академический «Глобус» вырос до одного из ведущих детских театров страны, а также о людях, создававших его знаменитые постановки. Стоит отметить, что нынешнее название театр получил лишь в 1993 году, когда Новосибирск проводил общественное голосование. До этого он именовался НТЮЗ, но для удобства я буду использовать привычное «Глобус».

Истоки театра

В 1929 году пионеры Западной Сибири обратились к Александру Брянцеву — основоположнику идей детского театра в России — с просьбой создать молодёжный театр в Новосибирске. Брянцев направил целую делегацию театральных специалистов — Елену Агаронову, Виктора Стратилатова, Николая Мокшанова, Елену Воронкову и Николая Михайлова. Поэтому появление будущего театра с названием «Глобус» стало возможным благодаря их усилиям. Первым спектаклем стала премьера постановки по пьесе «Тимошкин рудник», поставленной Виктором Стратилатовым.

«Глобус» сразу обзавёлся собственным зданием и сразу завоевал любовь новосибирцев, ставших частыми гостями этого очага культуры.

Трудные 40-е

К началу Великой Отечественной войны театр «Глобус» стал одним из любимых мест жителей Новосибирска, но был вынужден уступить свое здание коллегам из Ленинграда. Сам же «Глобус» переехал в город Анжеро-Судженск, где провел самые сложные годы. Многие сотрудники ушли на фронт, включая директора Григория Казарновского и композитора Льва Перельмана. Оставшиеся актеры выступали с концертами, беседами и спектаклями на шахтах, в общежитиях и госпиталях, поддерживая боевой дух тыловиков. Постановками в этот период руководил ученик Мейерхольда Павел Цетнерович, сохранивший идеалы театра для будущих поколений.

Новый репертуар в 40-50-е

После победы коллектив поставил перед собой цель развить собственный творческий почерк. Потребовался сильный лидер, которым стал Исай Сапожников, возглавивший "Глобус" вскоре после конца войны в 1947 году. Он ввёл в репертуар современные пьесы, что было смелым шагом в условиях усилившейся идеологической цензуры. Сапожников сформировал сильную актерскую труппу, привлекая выпускников ведущих театральных вузов Ленинграда. После него руководящий пост часто менялся, а репертуар расширялся классикой, прозой, сказками и произведениями сибирских авторов. Но неизменными оставались идеи, заложенные основателями в 30-е годы — «Глобус» должен воспитывать публику, говорить о современных проблемах и учить различать добро и зло.

60-е годы. Полный зал театра «Глобус»: Режиссура Владимира Кузьмина и переполненный зал

Ключевой фигурой 60-х стал режиссер Владимир Кузьмин. Его постановки вызывали жаркие споры критиков, но при этом неизменно привлекали зрителей, выстраивавшихся в очереди за билетами. Кузьмин создал в театре творческую атмосферу, наполненную поисками, спорами и вдохновением, как отмечал театровед Лолий Баландин. Актеры того поколения были истинными тружениками, чьи таланты впоследствии высоко ценились и за пределами Новосибирска. Это были профессионалы, умевшие работать, творить и доносить до людей правду.

Важную роль в этот период сыграла директор Нина Никулькова. Её усилиями не только поддерживалось творчество, но и решались практические вопросы — изыскание финансирования, отстаивание интересов коллектива перед чиновниками, согласование проекта строительства обновлённого здания. Да, именно при Никульковой родилась идея «парусного» здания «Глобуса».

70-80-е. Социальная проблематика в театре «Глобус»

Главным постановщиком в 1971 году стал Лев Белов, создавший концепцию «театра трех поколений» — репертуар включал спектакли для малышей, школьников и молодежи. Белов также придал театру большую публицистичность, активно поднимая важные социальные темы. Особое внимание уделялось современной советской драматургии, а в 85 году была организована творческую лабораторию для зауральских драматургов, ориентированную на пьесы для молодой аудитории. Лаборатория вывела в свет Николая Коляду и Алексея Слаповского.

А годом раньше, в 1984 году, коллектив наконец-то переехал в своё новое здание, ставшее его визитной карточкой.

90-е. Расцвет театра «Глобус» в России и за рубежом

Во время тотальных перемен в жизни нашей страны в «Глобусе» сложился отличный руководящий тандем. Директора Марии Ревякиной и художественного руководителя Григория Гоберника. При них «Глобус» обретает новую эстетическую политику — показывать на одной сцене совершенно непохожие стили, жанры и направления сценического творчества. Приглашались режиссёры разных школ — Вениамин Фильштинский, Владимир Туманов, Валерий Фокин, Клим. Театр давал работу талантливым сценографам, композиторам, художникам по свету. Создавались учебные курсы: студия пластики, вокальная студия. Старое название уже не удовлетворяло новым идеям, поэтому руководство провело общегородское голосование за новое название. Жители Новосибирска остановились на «Глобусе». Это образ того, что коллектив открыт к художественному опыту всего мира.

Благодаря новому курсу Ревякиной и Гоберника история театра «Глобус» выходит за рамки простого ТЮЗа. Коллектив участвовал в благотворительных проектах, организовывал фестивали детского творчества, встречи с театральными деятелями, семинары, конференции, гастролировал как по России, так и за рубежом. Нынешнее лицо коллектива вышло как раз из этого времени.

Театр «Глобус» сегодня

Коллектив продолжает работать с талантливыми режиссёрами. В разное время здесь ставили пьесы Александр Галибин, Марина Брусникина, Дмитрий Черняков, Нина Чусова. Поставить пьесу на сцене театра «Глобус» до сих пор крайне почётно.

Здесь организовывались гастроли лучших российских и даже европейских театров. Например, жители города могли увидеть спектакли знаменитого парижского театра «Камеди Франсез».

Можно ещё долго перечислять социальные и городские проекты, которые поддерживает «Глобус». Но это всё было бы неважно, если бы коллектив отошёл от идей своих основателей — развивать молодёжь через умное творчество. Отзывы о театре «Глобус» показывают — труппа от прошлого не отказалась. Их спектакли собирают залы, люди пишут благодарные комментарии на различных билетных платформах. И в реальности уже этого было бы достаточно для того, чтобы театр «Глобус» гордо носил своё имя. Но талантливое творчество он совмещает с общественной деятельностью, даёт студентам-актёрам возможность практиковаться в своих спектаклях, поддерживает детское творчество и организует умный досуг для жителей города. Поэтому театр «Глобус» однозначно одна из главных достопримечательностей Новосибирска.

Фото театра «Глобус» можно посмотреть на официальном сайте.

Было изнасилование или нет? Обсуждаем самый неоднозначный момент 3 сезона «Триггера»
Второй Караченцов? Вдова артиста Поргина прокомментировала сравнения культовой советской звезды с Кологривым
В какой серии «Невского» назвали имя Главного Архитектора? Этот ответ зрители ждали слишком долго
Эти 3 мультика не были номинированы на «Оскар», а зря: настоящие анимационные шедевры
Не всякая рабыня достойна хальвета: пикантный «экзамен» наложниц в «Великолепном веке» так и не показали
Лишь один пикантный «постельный» запрет боялась нарушить даже бунтарка Хюррем: остальные наложницы — и подавно
«По телевизору никогда не покажут»: Соседов назвал три любимых зарубежных фильма, и каждый — шедевр
Верочка — копия Вупи Голдберг: если бы «Служебный роман» стал комедией от Нетфликс
«Сценарий закручен, драматургия интересная»: этот российский сериал обожает Сергей Соседов — дело не только в сюжете
«Делали долго, снова и снова»: сложнейшей сценой «Аноры» для Борисова оказалась вовсе не та самая драка
Римляне — бритые, доспехи не из той эпохи: исторические ляпы «Гладиатор 2», бросающиеся в глаза
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше