Пётр Шерешевский — спектакли по всей стране и одиннадцать номинаций на «Золотую маску»

Режиссёр Пётр Шерешевский — не самый широко известный, но точно один самых плодовитых современных театральных деятелей. Сегодня он главный режиссёр театра МТЮЗ в Москве и Камерного театра Малыщицкого в Петербурге, но у него огромное «портфолио», о котором мы сегодня расскажем.
Этот режиссёр интересен тем, что он не «обслуживает» текст, а постоянно экспериментирует. Спектакли Петра Шерешевского — полёт фантазии. Он легко переписывает текст, переносит действие исторических пьес в наше время и добавляет отрывки из других книг для того, чтобы рождался новый смысл в известных словах. Его творчество будет интересно как опытным театралам, так и новичкам, ведь его театр совсем нетипичен. Не зря он одиннадцать раз номинировался на «Золотую маску».
Пётр Юрьевич Шерешевский родился в Ленинграде в 1972 году, а в 19 лет поступил в СПбГАТИ на режиссёрский факультет. Сразу после выпуска он начал делать уверенные профессиональные шаги. Первым постоянным местом работы стал театр им. Комиссаржевской, где его имя сразу начали использовать в списках «молодых, подающих надежды театральных режиссёров». Несмотря на контракт с театром, Шерешевский регулярно ездил по стране и ставил спектакли. К середине 2000-х Пётр Шерешевский прошел также стажировку в лондонской театральной студии, этот уникальный опыт не только обогатил его режиссёрские способности, но и дало мощное продвижение его имени. Что сыграло не последнюю роль в его многочисленных постановках.

Как уже говорилось, Пётр Шерешевский известен не только в столицах, но и в разных городах России, где его спектакли получали тёплые отзывы и лестные заголовки. Вот несколько его постановок, которые оставили особый след:
Москва
Город занимает особое место в жизни режиссёра, особенно театр МТЮЗ. Спектакли Петра Шерешевского «Мария Стюарт», «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии» до сих пор собирают полный зал. Неудивительно, что его позвали на должность главного режиссёра в 2024 году. Он уже отметил назначение премьерой — «Медовый месяц» Петра Шерешевского в МТЮЗе сделан по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом». Культовый текст от интересного режиссёра — это событие, которое заинтересовало многих театралов. В особенности, как Шерешевский решит знаменитую сцену танца Норы, которая становится ребусом для всех постановщиков. Но только этим его московское портфолио не заканчивается — в 2023 году вышло два его спектакля в крупных столичных театрах театрах. Так Шерешевский выпустил спектакль «Маскарад с закрытыми глазами» в МХТ по пьесе Саксеева. Он также объединил пьесу Михаила Лермонтова «Маскарад» и повесть Шницлера «Новелла о снах». В этом же году он переосмыслил поэму Пушкина в спектакле «Борис Годунов. Сны» в театре Наций.
Санкт-Петербург
Здесь, как мы уже говорили, Пётр Шерешевский начинал карьеру, и он успел отметиться в нескольких театрах города. Свою дипломную работу «Дульсинея Тобосская» по «Дон Кихоту» он поставил в театре «Балтийский дом». В этом же театре позже вышли его постановки «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость» по Пушкину, которые и закрепили его статус перспективного молодого режиссёра. Также он работал в Театре на Литейном, в 1996 году поставил спектакль «Овечка» по пьесе Н. Птушкиной. Ещё одной яркой постановкой стало его сотрудничество с театром «Приют комедианта», где он поставил «Собачий вальс» по Андрееву. И, конечно, в театре имени Комиссаржевской, который стал его постоянной работой, он поставил «Козий остров» и «Самоубийца» по произведению Николая Эрдмана. А с 2015 в Камерном театре Малыщицкого Шерешевский занимает должность главного режиссёра. Из самых известных спектаклей: «Дон Хиль зелёные штаны», «Т Р И» и «Замок».
Уфа
Пётр Шерешевский поставил спектакль «Отцы и дети» в Русском драматическом театре. Эта постановка принесла ему успех среди жителей, спектакль очень хорошо был принят публикой и стал интересным событием в театральной жизни города. Фигура Шерешевского стала открытием для уфимцев, которые оценили его способность переосмысливать классические тексты.
Новокузнецк
Этот город имеет особую роль в судьбе Петра Юрьевича. В Новокузнецком драматическом театре Пётр Юрьевич занимал должность главного режиссёра в 2010-2011 годах. За это время он выпустил две премьеры — «Зойкина квартира» по Булгакову и «Бродвей» по Вуди Аллену. На этом, правда, постановки в этой должности закончились. Однако в театр он регулярно возвращался, из свежих постановок у Шерешевского вышел «Макбет» в 2022 году.
Ижевск
Тоже важный город для карьеры нашего героя. С 2014 по 2016 год Пётр Шерешевский занимал должность главного режиссёра Государственного Русского драматического театра Удмуртии и поставил здесь несколько знаковых спектаклей, из которых можно выделить «Железные двери» и «Обыкновенное чудо». Его работа с труппой театра оставила яркий след в культурной жизни Ижевска, где публика всегда ожидала его новые спектакли с большим интересом. Чтобы это доказать, не нужно далеко ходить — даже после ухода из театра режиссёра часто приглашали ставить новые постановки. Так вышли «Король Лир» и «Визит старой дамы».
Псков
Город не стал особо близким Петру Шерешевскому, он сделал здесь всего два спектакля. Однако он выбрал самую что ни на есть русскую классику — «Ревизора» по пьесе Гоголя и «Село Степанчиково и его обитатели» по произведению Достоевского. Здесь режиссёр использовал свой фирменный подход — не обслуживать текст, а использовать текст для выражения режиссёрской идеи. Не удивительно, что эти постановки также вызвали интерес как среди зрителей, так и среди театральных критиков, которые высоко оценили его оригинальный подход к классике.
Норильск
Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского стал ещё одной сценой, где режиссёр показал свои творческие возможности. В 2016 году он представил зрителям свою версию «Дяди Вани» по Чехову, а в 2019 году — «Женитьбу» Гоголя. Эти спектакли имели успех среди зрителей театра, которые не сразу, но всё же восприняли новые идеи режиссёра, где классические тексты были поводом порассуждать о современных жизненных проблемах.
Омск
Омский академический театр драмы недавно пополнил коллекцию городов Петра Шерешевского. Его постановка «Небо позднего августа» вышла в 2023 году, для спектакля он решил взять сразу три современных пьесы — «Небо позднего августа», «Переспать с Леной и умереть», «Как я простил прапорщика Кувшинова». Такой выбор удивил всех. Объединять классические тексты или классические и современные — к этому все привыкли. А вот соединить три современных пьесы — это было новым. Но зато это позволило режиссёру показать огромное количество современных конфликтов и создать спектакль, который и сегодня омичи и гости города могут посмотреть.
Каменск-Уральский
Театр «Драма номер три» пригласил Шерешевского для постановки спектакля «эМЖе» по знаменитой пьесе «Месяц в деревне» Тургенева. Спектакль вышел в 2020 году и также получил положительные отклики местных зрителей и критиков.
Казань
В Казанском театре юного зрителя Пётр Шерешевский поставил «Тень» по пьесе Евгения Шварца. Спектакль также имел успех, став значимой постановкой для театра. Режиссёр решил добавить больше философской драмы в сказочный сюжет Шварца, и это нашло отклик у зрителя.
Не удивительно, что люди интересовались не только творческими успехами нашего героя. Личная жизнь Петра Шерешевского тоже попадала в фокус внимания, но она остаётся закрытой темой. Всё, что известно — он женат и растит сына и дочь.
За годы творчества Пётр Шерешевский как режиссёр проявил себя в жанровом разнообразии: он ставил и драму, и комедию, и спектакли с элементами экспериментального театра. Это заметно в его инсценировках по произведениям классиков, таких как Достоевский, Чехов, Тургенев, Пушкин, и в то же время Шварц, Дюрренматт, Шекспир и современная драматургия. Личный метод, наработанный годами, позволяет режиссёру не терять себя и в то же время не затирать драматурга, не делать спектакль имени себя. В интервью Пётр Шерешевский не раз рассказывал, как важно для него сохранять баланс между оригинальным текстом и его авторским замыслом.