Современный театр — что выбрать для хорошего вечера
Словосочетание «современный театр» сегодня захватила модная тусовка. Перфомансы со странной речью — вот это современно, а всё остальное это нафталиновое прошлое. И люди, которые не хотят искать смыслы в кувыркающихся на сцене голых людях, якобы должны считать себя «несовременными». Но есть один момент — любой спектакль, сделанный в наше время, это современный театр.
Каким бы «нафталиновым» спектакль ни был, его делает сегодняшний режиссёр и играют сегодняшние артисты, которые варятся в повестке. Он в любом случае не будет таким, как постановки прошлого века. А дальше начинаются жанры. И вот они могут быть современными или нет. Теперь, когда мы разобрались в сей запутанной теории, давайте рассмотрим именно жанры театральных постановок. Здесь будет полный список всего, что можно посмотреть в современном театре, от классики до перформансов.
Классические постановки
Здесь вряд ли можно написать что-то новое. Большая часть театра занимается именно ими, даже сам жанр ассоциируется с этим жанром. На сцене выстраиваются декорации, после рампы проходит чёткая граница между артистами залом, который делится на партер и балкон. Спектакли делятся на актёрские и режиссёрские. В актёрских на сцене создаётся иллюзия жизни — вы будете видеть конкретные декорации (комната, сад, спальня и т.п.), исполнителей оденут в исторические или современные костюмы. Цель режиссёра актёрского театра — рассказать вам историю.
В режиссёрских спектаклях главное — идея режиссёра. Декорации, скорее всего, будут образными, вообще без связи со временем в пьесе. Также и с костюмами артистов. Возможна интересная игра со светом, вставки текстов, которых в оригинале нет. Покупая билет на режиссёрский спектакль, вы должны быть готовы хорошо подумать, чтобы понять увиденное.
Спектакль одного артиста или моноспектакль
Моноспектакли также делятся на поджанры. Есть творческий вечер — актёр будет читать программу и беседовать с публикой. Есть монопьесы, например, спектакль «Контрабас» с Константином Хабенским — он играл пьесу один на большой сцене МХТ и полтора часа держал внимание зала. Есть спектакли, где исполнитель берёт разные произведения, например, стихи, и составляет из них сценарий постановки. Получается так, что несвязанные тексты, поставленные рядом, приобретают третий смысл, который работает на замысел актёра. Поэтому сначала изучите, что вас будет ждать, а потом подумайте, готовы ли вы полтора-два часа смотреть на этого человека.
Музыкальные спектакли
Также есть поджанры. Оперу не берём, она относится к классике. А вот мюзиклы и рок-оперы уже ближе. Они могут удовлетворить разные потребности: послушать хороший вокал, пополнить плейлист новыми композициями, посмотреть на красиво сделанную постановку с красивыми декорациями и костюмами. Также в них часто интересный сюжет.
Существует ещё жанр, когда на музыку перекладываются известные литературные произведения. Например, песни по стихам Цветаевой, Маяковского и других известных людей. Обычно таким занимаются частные театры, артисты придумывают сценки, пишут музыкальные партитуры и исполняют стихи под музыку. Это не совсем концерт. Номера часто связаны и их последовательность рождает мысль, которую хотел донести режиссёр.
Танцевальные спектакли
Большинство представителей жанра можно подвести под балет. Но балет бывает разный. О классическом вы точно знаете — пуанты, пачки, трико. Поход на балет — это как путешествие во времени или поход в музей, для тех, кому вдруг захотелось старины. На нём не будем долго останавливаться. Гораздо интереснее выглядят хореографические спектакли, где через танец вам либо рассказывают историю, либо создают атмосферу, либо просто показывают танец ради красоты. Как пример, творчество коллектива «Балет Москва». Танец для них это способ донести ощущение, а не называть вещи словами. Не сказать: «любовь», а показать её через движение. Здесь нужно отключить голову, чувствовать образы и искать, что в вас откликается на увиденное.
Часто танец объединяется с музыкой. У нас уже делают спектакли, похожие на Бродвей, правда таких режиссёров ещё мало. Можно выделить Олега Глушкова.
Театр без сцены
Самый широкий жанр из всех. Он охватывает почти все независимые театральные коллективы по простой причине — у них нет денег снять нормальную сцену. Приходится выкручиваться. Рассмотрим самые популярные жанры.
Спектакли в повседневных местах. По сути это классические постановки, но вне театра — в музеях, ресторанах, библиотеках и т.п. Разница только в том, что независимые режиссёры свободны выбирать тексты с авторскими правами, поэтому их репертуар будет интереснее. Также при похожем качестве с театров цена за билет часто гораздо приятнее.
Документальные спектакли. Здесь актёры долго наблюдают за человеком или группой людей, учатся копировать манеру речи и пластику, после чего играют это на сцене. В основном данный жанр поднимает социальные проблемы — домашнее насилие, трудовая миграция, смертельные болезни и т.п. Смотреть непросто, пробирает обычно до костей.
Читки пьес. Современные драматурги приглашают режиссёров, чтобы те поставили читку их нового произведения. На сцене сидят актёры и читают пьесу с листа, при этом проживая все события. От спектакля отличается тем, что часто нет декораций и реквизита, исполнители либо сидят на стульях, либо передвигаются в очень условной сценографии. Жанр — кот в мешке. Можно попасть как на интересную историю, так и на полный бред, но зато билет будет дешёвым или вообще бесплатным.
Перфоманс. Здесь максимально сложно дать чёткое определение. Это и акция, где режиссёр создаёт провокационное выступление. И спектакль, вызывающий непонимание и омерзение. Сюда можно отнести и танец, и художественный акт и многое-многое другое. Перфоманс, это почти всегда провокация: сыграть симфонию Бетховена на пианино, которое стоит вверх ногами, вывести десять голых людей в фойе театра и обмазать их мёдом, нарисовать картину прямо на теле художника. Вы должны постоянно задаваться вопросом: «Что за бред происходит?» и отыскивать смыслы. Иногда они есть, иногда их нет. Хороший перфоманс креативно подаёт какую-то современную проблему или создаёт красоту ради красоты. Плохой старается замаскировать свою пустоту дикой формой. Жанр на любителя, но хотя бы раз сходить стоит.
Иммерсивный театр
На самом деле это тоже подвид театра без сцены. Но он настолько широк, что выделим его в отдельный пункт. Задача этого жанра — сделать вас участником действия, не будет деления на зал и сцену. Есть разная степень вовлечения.
Спектакль-променад. Обычно они проходят в усадьбах, заброшках и других аутентичных местах. Артисты будут водить вас по разным комнатам, где развернётся действие спектакля, параллельно могут налить шампанского, поболтать, даже попросить поучаствовать наравне с актёрами. Спектакль может быть как по современному тексту, так и по классике, Достоевский особенно хорошо смотрится в променаде.
Спектакль без актёров. Здесь вы сами являетесь действующим лицом постановки. Часто это делается с помощью наушников, через которые с вами разговаривает диктор и говорит, что делать.
Спектакль-выставка. Зритель попадает в выстроенные комнаты, а артисты выступают проводниками. Такие постановки стараются исследовать одну тему — что такое любовь, что такое страх и т.п. За счёт комнат каждый может сделать свой вывод.
У нас есть статья о том, что такое иммерсивный театр и как к нему подготовиться, обязательно прочитайте.
Итог
Современный театр — это любой театр, который создаётся сегодня. И классическая постановка не менее современна, чем авангардный перфоманс, отличаются только жанры. Поэтому не слушайте всяких модников и гордо говорите: «Я обожаю современный театр!»