Театр Буфф — как погиб и возродился любимый театр интеллигенции
История театра Буфф — это захватывающий рассказ о ярких взлетах и резких падениях. Она охватывает несколько столетий и совершенно разные эпохи. Театр, который вносил в жизнь дореволюционных петербуржцев гротеск, яркие краски и драйв, за что в советское время его одним из первых закрыли. И это уникальная история того, как спустя почти 70 лет молчания театр Буфф возродился благодаря энтузиастам и ценителям своей истории. Таких сюжетов очень мало. В новой статье мы погрузимся в два переломных момента российской истории — Октябрьскую революцию и Перестройку, ведь это поможет нам рассказать вам, что такое театр Буфф.
Рождение и развитие театра Буфф
Итак, что означает Буфф? Этот термин происходит от латинского слова, которое можно перевести как «озорство» и «веселье». Именно в таком духе в 1870 году в Санкт-Петербурге открылся первый театр под названием Буфф. Тогда он был больше цирком, чем театром, однако его сцена часто превращалась в место для спектаклей. Что такое Буфф в те времена? Это довольно обширный жанр, сочетавший в себе музыкальные и танцевальные вставки, комедийные элементы и даже акробатические трюки. Театр Буфф в Санкт-Петербурге быстро стал популярен благодаря своим лёгким и весёлым постановкам, которые многим были в новинку. Здесь зрители впервые увидели такие спектакли, как «Сильва» и «Принцесса цирка», которые сегодня идут во всей России. Отличная акустика здания театра отлично подходила для мюзиклов и танцевальных постановок. Литературные и театральные критики, включая таких писателей, как Лев Толстой и Александр Куприн, тоже с удовольствием ходили на них.
Другим фирменным жанром стали злободневные обозрения. По сути, это была предтеча стендапа — на сцену выходил комедиант и шутил на острые социальные темы. Это было ново, ведь люди привыкли смотреть сюжеты и театральные монологи, а здесь просто и весело шутили на темы, которые трогали каждого зрителя.
Популярность театру Буфф добавляло и то, что зрители могли насладиться выступлениями итальянских и французских звёзд, что привносило в культурную жизнь Петербурга атмосферу настоящего карнавала.
Однако в 1872 году здание театра Буфф сгорело. Петербург остался без одного из своих любимых развлекательных мест. Было несколько попыток возродить театр в начале ХХ века, но все они провалились, уже не было того огня и задора, как раньше, поэтому яркая история Буфф пошла на спад. А после Октябрьской революции 1917 года правительство назвало театр «легкомысленным» заведением, которое не соответствовало новым идеологическим требованиям. В итоге, из-за того, что настоящие коммунисты не должны ходить по кабаре, театр Буфф закрыли. И на долгое время из Питера ушли звуки кабаре.
Возрождение Буфф
С 1983 года начинается новая глава в биографии театра Буфф. Инициатором возрождения театра стал Исаак Штокбант, который предложил вернуть старый петербургский бренд, но в другом формате — музыкально-драматическом. Штокбант, выпустивший курс в ЛГИТМиКе, пригласил своих студентов стать первыми актёрами нового коллектива. Сам Штокбант стал главным режиссёром и художественным руководителем. Хотя изначально планировали назвать театр «Кабаре», в итоге было решено сохранить название «Буфф», что подчёркивало его связь с дореволюционным прошлым.
В отличие от прежнего театра Буфф, обновлённый театр включал несколько жанров: кабаре, мюзикл, эстрадные номера и драму. В репертуаре театра Буфф появились как классические произведения, так и новые мюзиклы. Особое место занимают работы Максима Дунаевского, среди которых выделяются «Дневник авантюриста», «Эзоп» и «Коломба или бумажные розы».
Среди тех, кто сотрудничал с театром, были известные композиторы и артисты. Например, с театром Буфф работали Игорь Корнелюк, Дмитрий Хиль и Александр Васильев. Именно здесь начинали свой путь такие знаменитости, как Юрий Гальцев и Елена Воробей.
Примечательно, что театр Буфф завершил свою работу в переломный для страны момент и был возрождён в другое историческое время.
Под руководством Исаака Штокбанта театр Буфф получил множество наград, включая «Золотой Остап» и «Золотую маску». Это было очень важно для молодого коллектива, поскольку признание показало театральной общественности, что появился новый значимый игрок.
Современный Буфф
Это уникальное культурное пространство, сохраняющее дух и традиции своего предшественника, но адаптированное к требованиям современности. В афише Буфф можно найти известные комедии, популярные мюзиклы и современные пьесы. Из того, что точно стоит посмотреть — мюзикл «Казанова в России». А из более драматических спектаклей советуем «В поисках отца». Для детей театр предлагает спектакли-сказки, ваш ребёнок точно оценит местных «Тома Сойера» и «Питера Пэна».
Театр Буфф сегодня имеет три сцены, каждая из которых имеет свои особенности. Основная сцена, рассчитанная на 600 мест, подходит для крупных постановок, «Кабаре-БУФФ» вмещает 140 зрителей, здесь идут более камерные спектакли, а сцена «Буффики» проводит детские спектакли, поэтому здесь всего 100 мест.
Репертуар театра Буфф порадует зрителей яркими спектаклями. Зрители смогут увидеть как новинки, так и любимые постановки, проверенные временем. Так что если вы планируете провести культурный вечер, обратите внимание на репертуар театра Буфф в Санкт-Петербурге. Любители мюзиклов, комедий, драмы и юмора точно найдут здесь что-то по душе.