Один из самых сложных и многослойных фильмов Тарковского, в который он вложил не только всю свою душу, но и все накопленное мастерство. Наиболее глубокий исследователь творчества режиссера Николай Болдырев пишет: «Тарковский дает нам уникальную возможность понаблюдать за человеком, который живет для себя: видит. чувствует, грезит так, как будто есть лишь он и смерть, он и Великая Неизвестность, в которую он погружается с каждым шагом все глубже – с простотой, доверчивостью и бесконечным смирением…. Тоска по неведомой родине, неведомому самому себе и есть главный герой фильма».
-3 премии на МКФ в Каннах – за лучшую режиссуру, Экуменического жюри и ФИПРЕССИ.
Фильм посвящен памяти матери режиссера - Марии Ивановне Вишняковой. Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Прототип Сосновского - Максим Созонтович Березовский (1745-1777, член Болонской филармонической академии, автор оперы "Демофонт", создатель нового типа русского хорового концерта, крепостной графа Шереметева), вернувшись в Россию, не смог выкупиться, спился и закончил жизнь самоубийством. Поиски примет жизни героя исследований писателя - это и есть то, что связывает Горчакова с переводчицей Евгенией, беспомощно пытающейся посредством томика стихов Арсения Тарковского понять внутренний мир и причину тоски русского друга.
1 марта 1992 | Россия | ||
20 января 1984 | Германия | ||
17 августа 1984 | Дания | ||
2 июня 1983 | Италия | ||
22 марта 1984 | Нидерланды | ||
8 марта 1985 | Португалия | ||
1 мая 1987 | СССР | ||
5 октября 1983 | США | ||
7 сентября 1984 | Финляндия | ||
1 мая 1983 | Франция | ||
30 ноября 1984 | Швеция | ||
10 февраля 1996 | Южная Корея | ||
1 марта 1984 | Япония | G |