«Либретто первой из трёх опер Гектора Берлиоза, «Бенвенуто Челлини», написано по мотивам мемуаров известного скульптора и авантюриста эпохи Возрождения, которые могли бы послужить основой для сценария к увлекательному голливудскому блокбастеру», - считает молодой немецкий режиссер Филипп Штёльцль – автор спектакля, показанного на Зальцбургском фестивале в 2007 году. К своему оперному дебюту режиссер шел через два художественных фильма и музыкальные клипы группы «Раммштайн» и Мадонны.
А если учесть, что музыкальным руководителем спектакля в Зальцбурге стал Валерий Гергиев – «фантастический музыкальный человек», то результат оказался поистине интригующим.
Опера Берлиоза, написанная в 1837 году, предъявляет к певцам настолько высокие требования, что одно время ее считали неисполняемой, да и сейчас она крайне редко появляется на театральных подмостках. Оркестровая партитура настолько роскошна и живописна, что на основе музыки оперы композитор написал позже ставшую необыкновенно популярной концертную увертюру «Римский карнавал». Грандиозное, нестатичное зрелище, в которое превратилась опера «Бенвенуто Челлини», стало «неожиданным хитом Зальцбургского фестиваля» (телеканал Bloomberg), и ее встретили восторженные рецензии критиков.
Челлини любит Терезу, дочь папского казначея Бальдуччи, но тот хочет выдать дочь замуж за скульптора Фьерамоску. Бенвенуто договаривается с Терезой, что он «похитит» ее во время карнавала. Беседу подслушивает Фьерамоска и приходит на карнавал в сопровождении наемного убийцы Помпео. Возникает ссора между соперниками, и на поединке Челлини убивает Помпео; победителю удается скрыться, но Фьерамоска задержан. Тучи, давно собиравшиеся над головой Челлини, разражаются грозой: он убил человека, не завершил работу над заказанной ему статуей — его ожидает гнев Папы и кардинала Сальвиати. Челлини надо во что бы то ни стало окончить работу. Не хватает металла, и он бросает в переплавку все имеющиеся в доме металлические изделия. Когда форма разбита, присутствующие видят прекрасную статую «Персей, победивший Горгону». Общее восхищение; Челлини получает в награду руку Терезы.