Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Последний Ронин» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
favorites
Ваши билеты в личном кабинете

Отзывы о фильме «Мертвые ласточки»

Наша рецензия

Беда, ох, беда! Одолели Сашку влюбленные женщины. От первой, беременной, ему даже в лес пришлось убежать: спрятаться решил на недельку, «пока проблема не рассосется» (как именно она должна «рассосаться» за пару дней, не спрашивайте). А вторая девушка и вовсе кикиморой оказалось. Впрочем, сердцеед наш кудрявый сам во всем виноват: нечего было песни тоскливые посреди чащи горланить. Услышала их ведьма – и дрогнула. И давай Сашке подарки дарить: то шишек ему принесет,…

Читать
Комментарии Обсудить в чате
Дмитрий Орлов 23 октября 2019, 13:55
Фильм понравился практически без "но". Запаха нафталина не почувствовал, неадекватность героев в сложившейся атмосфере нарастающего безумия глаза не резанула, в финальной сцене вижу не разрушение "сетапа" фильма, а нечто более важное, за что и эту возможную нелогичность прощаю, - присущую сказкам, просто и сильно выраженную идею справедливости.

Фильм - одна из самых запоминающихся отечественных картин за долгое время, скажу как чувствую - недостатки в свете уже одного этого достоинства, не говоря о прочих, меркнут. Ниже - набросанный сразу после просмотра текст:

Свое, самобытное, отечественное и глубокое

Отечественное кино давно и безнадежно принято ругать, относиться к нему с заведомым недоверием, сравнивать с западным с разгромным счетом не в пользу наших. Причин немало, и есть среди них одна не слишком очевидная, но чрезвычайно важная — в своем, отечественном кино зритель подсознательно надеется увидеть настоящее свое, живое, самобытное — самого себя хочет найти и увидеть — киноделы же суют нам формально локализованные поделки, сваянные по общерыночным лекалам без искры Божией (а зачастую и вовсе мертворожденные копии западных хитов), но при этом не жалеют елея, фальшиво пытаясь вписать свои поделки в национальный контекст, пытаясь эрзацем утолить ту самую жажду своего. В этой ситуации любой «свой», по-настоящему отечественный, фильм — это радость и неожиданность, захватывающее чувство открытия и благодарности создателям.

Таковы «Мертвые ласточки» Натальи Першиной.

Сказал бы кто, что дебютный фолк-хоррор молодого российского режиссера буду смотреть в напряженном внимании — в жизни не поверил бы, слишком уж плотно вытоптана площадка бездушными поделками, которым нет числа. Но те формально копируют стертые сюжеты, опытным путем пытаясь рассчитать оптимальную дозу спецэффектов и моментов-скримеров, а здесь — живая, сумбурная несколько, как подлинная жизнь, но интуитивно понятная и безусловно захватывающая история двух характерных (блестящее попадание Окорокова и Билика в образы!) героев, проваливающихся в потустороннее архаическое пространство, откуда не уйдешь, пока не дашь сам себе ответ — кто ты на самом деле и чего стоишь.

Фильм блестяще воплощает темную ткань древних народных быличек и бывальщин — есть такой жанр невыдуманных рассказов о потустороннем, которые еще во второй половине прошлого века рассказывали этнографам жители советских деревень (один из лучших сборников — «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири» В. П. Зиновьева»). Та же леденящая обыденность, реальность потустороннего, его осязаемость и близость. Под стать этому — скупость фактурной обстановки «Ласточек», лес с рекой да изба: глядя на нее, дышащую настоящим и подлинно являющуюся одним из героев фильма, всякий пошлый «сиджиай» вспоминаешь как страшный сон. Обычный заяц, оказывается, может напугать гораздо сильнее, чем любая компьютерная образина. Вопрос атмосферы. А здесь ею дышит все.

Оператор умудряется поймать сменой кадров тонкую ткань безумия, разделяющего героев — зритель легко и ненарочито теряет ощущение реальности, перестает понимать, что видит один герой, что — другой и что творится на самом деле. По сути благодаря мастерству создателей зритель сам оказывается в творящемся на экране кикиморовом мОроке — и это, должен сказать, эффект посильнее «тридэ» или «аймакса».

В отличие от быличек, лишенных морали и просто рассказывающих о сверхъестественном, в столь же древних народных сказках есть выкристаллизовавшиеся за тысячелетия идея и посыл — наивные в своей лаконичности моральные максимы: что такое хорошо и что такое плохо. Есть они и в «Ласточках», причем столь же живые и лаконичные настолько, что всерьез думаю о том, чтобы показать фильм детям (маркировка 12+, никакой пошлой крови и кишок, обязательных для уважающих себя хорроров). Как писал выше, из этого потустороннего пространства герои могут выбраться лишь познав себя — и мы вместе с ними видим, кто чего стоит, и что за преступлением следует наказание.

Самая высокая оценка фильму — по-настоящему свое, самобытное, отечественное и глубокое. И уму и сердцу.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи Войти как пользователь Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайта
2024, США, анимация
2024, Россия, приключения, анимация, семейный
2024, Россия, комедия, семейный
2024, Россия, комедия
2024, Россия, комедия
2024, Россия, семейный, приключения
2024, Франция, боевик, приключения, драма
2024, Япония, боевик, анимация, драма
2024, Франция / США, приключения, анимация, комедия
2024, США, мюзикл, фэнтези, мелодрама
2024, Франция, драма
2024, США, ужасы, триллер
3 научно-фантастических сериала, которые сразят наповал своим сюжетом: не сможете оторваться после первой серии
Роулинг писала про Шотландию, а что показали в фильмах? Выяснили, где находится Хогвартс из «Гарри Поттера»
Только такая женщина станет идеальной женой: мудрая фраза Аль Пачино пробирает до глубины души
Героический суицид и «лишние» детские смерти: 3 самых больших ошибки в экранизациях Кинга
Отец-одиночка и горе-бизнесмен: у «Форреста Гампа» есть продолжение, о котором мало кто слышал
Съемки в каталажке и «подставной» режиссер: в эти 3 мифа о «Джентльменах удачи» зрители верят до сих пор
Яркие герои, глубокие драмы, выжженная земля: 3 сериала для тех, кто устал ждать 2 сезон «Фоллаута»
«Одни из нас» уже получили апдейт по третьему сезону — еще до выхода второго
Вот почему клоун был грустным: Никулину приходилось вымаливать встречи с единственной внучкой
В самой первой серии «Игры престолов» заспойлерили судьбу вообще всех Старков: один жест короля обрек их на страшные муки
Пропавшие зубы и реальный смерч: на съемках «Последнего Ронина» с Колокольниковым творилась настоящая мистика
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше