«Кинг Конг», 1933
Самый первый «Кинг Конг» в своё время не просто положил начало культовой франшизе, но и совершил настоящую революцию в сфере спецэффектов в кино. Казалось бы, за одни только спецэффекты «Кинг Конг» был вполне достоин номинации на «Оскар», однако в 1934 году Киноакадемия эту картину проигнорировала вовсе.
«Американский психопат», 2000
Задолго до того как стать одним из настоящих любимцев Киноакадемии, мастер преображений Кристиан Бэйл снялся в триллере Мэри Хэррон, который сегодня вполне может похвастаться статусом культового. Однако в 2000 году, когда «Американский психопат» только вышел на экраны, Киноакадемия его проигнорировала, а критики так и не пришли к единому мнению относительно того, любить этот фильм или все же ненавидеть.
«Дрянные девчонки», 2004
«Дрянные девчонки», комедия, сделавшая звёздами Линдси Лохан и Рэйчел МакАдамс, в представлении не нуждается. Комедия Тины Фэй до сих пор остается одной из самых узнаваемых и просматриваемых во всём мире, однако ни одной номинации на «Оскар» фильм не получил – что не так уж и удивительно, ведь, как известно, Киноакадемия к жанру комедии вообще относится довольно прохладно.
«Город грехов», 2005
Ещё один фильм, совершенно незаслуженно проигнорированный Киноакадемией – культовый «Город грехов», показавший, насколько интересными и нестандартными могут быть фильмы, снятые по комиксам. За одни только спецэффекты, дизайн и работу оператора «Город грехов» заслуживал как минимум номинации на «Оскар». Впрочем, ряд достойных наград и номинаций «Город грехов» всё же получил. Так, например, режиссеры Фрэнк Миллер и Роберт Родригес были номинированы на Золотую пальмовую ветвь, главную награду Каннского кинофестиваля.
«Пляж», 2000
Сложные отношения Леонардо ДиКаприо с «Оскаром», продолжавшиеся вплоть до 2016 года, когда Лео наконец-то получил первую в карьере статуэтку, известны всем настолько, что давно стали объектом шуток и мемов. Один из фильмов ДиКаприо, культовый «Пляж», вообще не получил никаких номинаций на «Оскар», не говоря уже о статуэтке для Лео, хотя как минимум заслуживал номинации в категориях «Лучший режиссёр» и «Лучшая актриса второго плана» для Тильды Суинтон.
Впрочем, режиссёра Дэнни Бойла критики всё-таки отметили: так, на Берлинале он был одним из номинантов на «Золотого медведя».
«Донни Дарко», 2001
Сегодня «Донни Дарко» с Джейком Джилленхолом в главной роли считается одним из лучших фильмов XX столетия, а критики постепенно сходятся во мнении, что изначально он просто оказался не в том месте и не в то время – в сюжете фигурировала история о крушении самолёта, а в прокат фильм вышел всего месяц спустя после трагических событий 11 сентября. По слухам, именно по этой, хоть и недоказанной, причине Киноакадемия фильм проигнорировала, не дав его создателям и актерам ни одной номинации на «Оскар».
«Леон», 1994
В это сложно поверить, но у культового «Леона», с поистине блестящим актерским составом в лице Натали Портман, Гэри Олдмана и Жана Рено, тоже нет ни единой номинации на «Оскар». Фильм одновременно хвалили и критики, и зрители, однако американская Киноакадемия фильм проигнорировала полностью. Зато он был номинирован сразу в нескольких главных категориях на премию Cesar Awards, которая считается французским «аналогом» «Оскара».
«День сурка», 1993
Еще одна культовая комедия, которая, как и «Дрянные девчонки», не нуждается в представлении, однако, как мы уже упоминали, Киноакадемия в целом к жанру комедии относятся достаточно прохладно. И потому неудивительно, что у «Дня сурка» также нет ни одной номинации на «Оскар», хотя как минимум Билл Мюррей за свою роль номинации заслуживает точно – равно как и сценарий фильма. К счастью, без наград в своё время «День сурка» всё же не остался: на церемонии BAFTA, британском «аналоге» «Оскара», он получил премию за лучший оригинальный сценарий.
«Бешеные псы», 1991
Дебют Квентина Тарантино в большом кино выглядел максимально неудачно: в 1992 году его «Бешеные псы» не получили ни единой номинации на «Оскар», а зрители просто вставали и уходили с премьерных показов, не выдержав графичной жестокости. И тем не менее, у Тарантино, как мы все знаем, впоследствии всё сложилось более чем удачно; следующий его фильм, «Криминальное чтиво», показал Голливуду, что режиссер настроен вполне серьезно – по количеству номинаций на «Оскар» «Криминальное чтиво» соперничал только с «Форрестом Гампом».
«Сияние», 1980
Сложно поверить, но у одной из самых знаменитых и без преувеличения культовых экранизаций Стивена Кинга тоже нет номинаций на «Оскар». Зато в 1980 году «Сияние» номинировали на «антиОскар», премию «Золотая малина», сразу в двух категориях: «худшая актриса» (Шелли Дюваль) и «Худший режиссер» (Стэнли Кубрик).