Киноафиша напомнит о 10 самых распространенных ляпах и проколах, которые мы снова и снова встречаем в кино.
1. Крушение иллюзий – в кадр попадает съемочная группа или посторонние предметы.
Мы с охотой принимаем на веру мир, показанный на экране, поэтому видеть, как разрушается иллюзия этой реальности, бывает вдвойне досадно. В кадр многомиллионных блокбастеров то и дело влезают члены съемочной группы, которых там не должно быть – как, например, «пришельцы из будущего» в «Индиане Джонсе» или «Пиратах Карибского моря», – либо предметы, которых во времена действия фильма попросту еще не существовало (например, нашумевший стаканчик с кофе из «Игры престолов» или пластмассовая бутылка с водой на трибуне «Гладиатора»). Особенно коварны в этом плане зеркальные поверхности: в отражениях внимательный зритель зачастую может отыскать членов операторской группы, как, например, в «Сумерках» или «Матрице».
2. Анахронизмы.
Снимать историческое кино действительно непросто: необходимо учесть множество нюансов и деталей, о которых современный человек и не догадывается. Но даже в тщательно продуманных фильмах зачастую встречаются исторические несоответствия. Иногда это сознательная постмодернистская игра, как в «Марии-Антуанетте» Софии Копполы. Но иногда мы сталкиваемся с анахронизмами, которые не чем иным, как ошибкой, не объяснишь. Например, в «Далласском клубе покупателей», действие которого происходит в 1985 году, за спиной героя Мэттью МакКонахи можно разглядеть плакат с Lamborghini Aventador 2011 года. Джек из «Титаника» рассказывает Розе о том, как он рыбачил на искусственном озере Виссота, которое появится только спустя 5 лет после событий фильма. А в знаменитой сцене из «Назад в будущее» Марти Макфлай играет на гитаре Gibson ES-345, выпущенной в 1958 году, хотя события фильма разворачиваются в 1955.
3. Прежде чем убить главного героя, злодей рассказывает свой коварный план.
Конечно, зрители радуются, когда главному герою удается спастись, в последний момент вырвавшись из лап злодея, который напоследок принимается чесать языком и рассказывает свой план во всех подробностях, так что времени на спасение у героя предостаточно. Однако маниакальная любовь антагонистов к продолжительным беседам уже стала таким клише, что зачастую выглядит просто нелепо. Кстати, этот штамп довольно остроумно обыгрывается в современном кино. Например, когда маньяк в хорроре «В тихом омуте» намеревается поведать главному герою историю своей нелегкой жизни, тот стреляет в него без лишних сантиментов.
4. Вольнолюбивые барышни XIX века.
Конечно, героиня Джейн Остин – девушка весьма своенравная и свободолюбивая для своего времени. Однако в исполнении Киры Найтли Элизабет Беннет ведет себя слишком уж неподобающе для дворянки: откровенно хамит тем, кто выше ее по статусу, остается наедине с мужчинами в одной комнате и бегает по полю с распущенными волосами, как простолюдинка.
5. Врачебная ошибка – ляпы, связанные с медициной.
В фильмах и сериалах про медицину концентрация редких заболеваний и сложнейших операций на одну небольшую клинику просто зашкаливает. Помимо этого, герои в кино зачастую принимают такие решения, что у врачей просто волосы встают дыбом. Как вам, например, реанимация путем прямого введения адреналина в сердце, как в «Криминальном чтиве»? Или положенный на лед отрубленный палец из «Четырех комнат»? Да, чтобы восстановить утраченную часть тела, ее нужно держать в холоде, вот только прямой контакт со льдом даже функционирующему пальцу не пойдет на пользу, не говоря уже об отрубленном.
6. Ляпы космического масштаба.
Для астрофизиков смотреть фильмы про космос – то еще удовольствие. Безусловно, красиво, но зачастую настолько противоречит законам физики, что можно составлять целые пособия по самым распространенным ошибкам в фильмах о космосе. Например, как возможен звук взрыва в космосе, где нет воздуха? А космонавты, которые бодро снимают скафандр, едва вернувшись на борт корабля, в реальности потеряли бы сознание из-за перепада давления. «Армагеддон» уже является энциклопедией самых нелепых ляпов: тут тебе и буровики, которые расхаживают по неземной поверхности с открытыми забралами, и почти идентичная земной гравитация астероида, который в разы меньше Земли, и починка сложной электроники космического корабля парой ударов гаечным ключом.
7. Бомбы с таймером.
Очень удобно, что все взрывные устройства в боевиках оснащены дисплеем с таймером, ведущим обратный отчет, чтобы герой точно знал, сколько времени у него остается на спасение, а зрители взволнованно ерзали в креслах. Зато можно быть уверенными: Джон МакКлейн точно успеет остановить злодея в самую последнюю секунду!
8. Маньяк собирает улики, чтобы полиции было что ему предъявить…
…и даже услужливо развешивает по стенам заботливо собранные газетные вырезки, фотографии и прочие вещественные доказательства, как Джон Доу в классическом триллере Дэвида Финчера «Семь».
9. Мебель – отличная преграда для пуль.
Герои Брэда Питта и Анджелины Джоли в «Мистере и миссис Смит», пытаясь убить друг друга, разнесли в куски полдома, однако царапины на них самих можно сосчитать по пальцам одной руки. Все потому, что наши герои знают альтернативные законы физики, работающие только в кино: если укрыться от пуль за мебелью, останешься цел и невредим.
10. Звонок вверх ногами.
Пожалуй, самый странный из популярных киноляпов. Вы замечали, что герои в фильмах зачастую почему-то звонят по мобильному, держа его вверх ногами? В комедии «Третий лишний» неправильное положение телефона предательски выдает кнопка включения, которая располагается явно не там, где ей положено.