«Дюна», Дэвид Линч
Мы привыкли к тому, что сновидческие мистические работы Дэвида Линча вызывают у зрителей противоречивые чувства, однако экранизация романа Фрэнка Герберта вышла чересчур странной даже для великого сюрреалиста. Фильм провалился в прокате, собрав всего около 30 миллионов при бюджете в 42. А знаменитый кинокритик Роджер Эберт назвал «Дюну» худшим фильмом года, описав его как «настоящий беспорядок, непостижимое, безобразное, неструктурированное, бессмысленное путешествие в пучины одного из самых запутанных сценариев всех времен». Поклонники оригинала остались недовольны тем, как вольно Линч обошелся с сюжетом, а сам режиссер не раз подчеркивал, что из-за того, что ему не позволили принять участие в финальном монтаже картины, конечный результат далек от его замысла.
«Чужой-3», Дэвид Финчер
Несмотря на то что «Чужой 3» — это первая полнометражная работа Дэвида Финчера, которая дала ему входной билет в большое кино, сам режиссер отрицательно относится к своему детищу. Судьба фильма с самого начала была непростой. Сигурни Уивер порядком устала от роли Эллен Рипли и согласилась вернуться в проект только после долгих уговоров и при условии, что в финале ее героиня погибнет. Сценарий переписывали несколько раз, а продюсеры и сами плохо понимали, каким должен получиться фильм. Дэвид Финчер, который сделал фильм гораздо более мрачным и неспешным, чем предыдущие части, постоянно конфликтовал со студией и покинул проект сразу после окончания съемок, не приняв участия в монтаже. Все эти трудности не могли не отразиться на результате: зрители и критики высоко оценили техническую составляющую фильма, однако остались разочарованы сюжетом и пессимистичным финалом.
«Джек», Фрэнсис Форд Коппола
Фрэнсис Форд Коппола — признанный гений драматического и криминального кино, а вот опыт в комедийном жанре оказался весьма неудачным. Главный герой в исполнении Робина Уильямса — десятилетний мальчик, который из-за редкого заболевания выглядит как взрослый мужчина. Режиссер хотел передать в фильме собственные воспоминания из детства, когда он чувствовал себя отверженным и пытался влиться в общество сверстников. Однако из-за смешения жанров и странных режиссерских решений зрителю не удается ни как следует посочувствовать герою, ни улыбнуться забавным передрягам, в которые он попадает.
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», Стивен Спилберг
Что-что, а запускать приключенческие франшизы (тут, помимо «Индианы Джонса», уместно вспомнить и «Парк юрского периода») Спилберг умеет. Однако и ему не всегда удается избежать промахов. Четвертый фильм о приключениях неугомонного археолога ожидаемо собрал солидную кассу, вот только пришедших в кинотеатр ждало разочарование. Сюжет фильма показался зрителям невнятным и сумбурным (где еще вы найдете кроссовер триллера о холодной войне, фантастики о пришельцах и драмы о внезапно обретенном сыне). Фильм даже получил «Золотую малину» в категории «Худший ремейк или сиквел». А «Южный парк» в одном из эпизодов весьма нелестно прошелся по тому, что сотворили с любимой франшизой Спилберг и придумавший сюжет фильма Джордж Лукас.
«Пиранья-2: Нерест», Джеймс Кэмерон
Кажется, что Джеймс Кэмерон и коммерческий успех — синонимы. Однако так было не всегда. За пару лет до успеха «Терминатора» Кэмерона пригласили в режиссерское кресло малобюджетного хоррора «Пираньи-2: Нерест». И хотя многие годы Кэмерон отрицал свою причастность к фильму, позднее он признал, что это был его полнометражный дебют. Сложно сказать, что именно вредит фильму больше всего, потому что в нем плохо все: невнятный сюжет, некачественные спецэффекты, нелепые летающие пираньи, явная оглядка на «Челюсти», творческие разногласия между режиссером и продюсером, которые привели к сумбуру на съемочной площадке. При скромном бюджете в 150 тысяч долларов фильм едва собрал в прокате 250 тысяч.
«Гемини», Энг Ли
«Гемини» — наглядная иллюстрация того, что не за любую идею стоит биться до конца. Разработка фильма началась еще в 1997 году, а на главную роль в разное время рассматривались Мэл Гибсон, Харрисон Форд и Шон Коннери. В результате в 2017 году началась работа над фильмом, а режиссерское кресло занял обладатель «Оскара» Энг Ли. История о наемнике, за которым охотится его собственный клон, подверглась критике за сумбурный сюжет и неубедительную технологию, благодаря которой «омолодили» Уилла Смита — его молодой клон выглядит по-настоящему жутковато.
«Кошки», Том Хупер
Наверное, только ленивый не высказал свое «фи» в адрес сомнительной экранизации знаменитого бродвейского мюзикла. Казалось бы, все составляющие успеха в кармане: именитый режиссер Том Хупер, который получил «Оскар» за историческую драму «Король говорит!» и уже работал над мюзиклами (он снял «Отверженных» по роману Виктора Гюго); мэтры Иэн Маккеллен, Джуди Денч и, как вишенка на торте, обожаемая всеми Тейлор Свифт в главных ролях; увлекательная история, проверенная временем; мощные вокальные партии; да и что скрывать, всеобщая любовь к котикам тоже должна была сыграть на руку. Однако фильм разнесли в пух и прах задолго до выхода. Виной всему неубедительный визуал картины, который сложно воспринимать без смеха: актеры в кошачьих костюмах, щедро сдобренные не самой качественной графикой, выглядят не как антропоморфные кошки, а как чудовищные мутанты из чьего-то бредового сна.
«Унесенные», Гай Ричи
Как и для Фрэнсиса Форда Копполы, жанровые эксперименты обернулись для Гая Ричи провалом. Гений криминальных комедий в 2002 году решил обратиться к жанру комедийной мелодрамы и снял историю заносчивой богачки и вспыльчивого моряка, которые, оказавшись на необитаемом острове, постепенно проникаются друг к другу светлыми чувствами. Фильм получил целых пять «Золотых малин», в том числе как «Худшая картина». А Мадонне, исполнившей главную роль, повезло еще меньше: в том году она получила «Золотую малину» не только за роль в «Унесенных», но и как «Худшая актриса второго плана» в очередной серии бондианы «Умри, но не сейчас».
«Планета обезьян», Тим Бертон
Несмотря на то что фильм получил шесть номинаций на премию «Сатурн», отношение к нему весьма неоднозначное. Работа над ремейком картины 1968 года началась еще в 1993-м. На волне интереса к научной фантастике создатели планировали запустить целую франшизу. Режиссеры и сценаристы то и дело покидали проект. В какой-то момент за работу над «Планетой обезьян» взялся режиссер культовой комедии «Один дома» Крис Коламбус, но и он вынужден был отказаться от проекта по личным обстоятельствам. В итоге продюсеры обратились к поклоннику оригинального фильма Тиму Бертону, который к тому времени уже успел поработать над «Бэтменом». Из-за жесткого графика, нехватки бюджета и споров с продюсерами Бертону не удалось воплотить изначальное видение фильма. Когда позднее у режиссера спросили, будет ли он работать над продолжением, он сказал, что лучше выпрыгнет из окна, чем вернется к «Планете обезьян».
«Призраки Марса», Джон Карпентер
В 1980-е Джон Карпентер стал королем хоррора: «Хэллоуин» и «Нечто» до сих пор возглавляют списки самых страшных фильмов ужасов всех времен. Беда пришла откуда не ждали. В 2001 году режиссер снял фантастический боевик о мире будущего, где полицейские ищут опасного преступника, однако сталкиваются с опасными призраками Марса, по ошибке выпущенными из склепа. Фильм провалился в прокате, заработав вдвое меньше своего бюджета, а сам Карпентер на долгие годы отошел от дел, вернувшись с полнометражным фильмом «Палата» только в 2010 году. Даже исполнитель главной роли рэпер Айс Кьюб нелестно отзывался о фильме, подчеркивая, что согласился работать над ним исключительно из уважения к Карпентеру. Впрочем, сам режиссер не раз говорил, что намеренно сделал «Призраков Марса» утрированным и смешным фильмом и расстроен тем, что многие зрители восприняли его как неудачную попытку снять серьезный хоррор.