Венецианский кинофестиваль, основанный в 1932 году, является одним из самых престижных и ожидаемых событий в мире кино. Каждый год на фестивале дебютируют разные фильмы со всего мира. Платформу получают как признанные, так и начинающие кинематографисты. 81-й Венецианский кинофестиваль, в прошедшие выходные объявивший своих победителей, не стал исключением и привлек всеобщее внимание благодаря интересной программе. Смотр вызвал дискуссию о важных социальных проблемах, творчестве и тонкой линии между жизнью и смертью. Именно последней тематике посвящена картина Педро Альмодовара «Комната по соседству», получившая «Золотого льва». Рассказываем, на какие еще фильмы стоит обратить внимание.
Бруталист (реж. Брэйди Корбет)
Действие «Бруталиста» разворачивается в США, куда из Венгрии приезжает архитектор-еврей Ласло Тот, переживший Холокост. В фильме, который длится три с половиной часа, затрагиваются такие темы, как мигрантские амбиции, безумные творческие идеи и американская жадность. Эта удивительная и захватывающая эпопея также повествует об антисемитизме и капиталистической авантюре, о неусвоенном опыте иммигрантов и о том, как американская наивность может противостоять трагическим и болезненным глубинам европейского опыта.
«Бруталист» отличается захватывающей прямотой и силой повествования, так что монументальный хронометраж проносится с легкостью и уверенностью. В то же время в этой красивой картине есть нечто мрачно-таинственное и жутковатое.
Корбет исследует различные аспекты человеческого бытия — амбиции, любовь, потери и неустанное стремление к смыслу. Также фильм побуждает задуматься о том, как среда влияет на человека. Архитектурный стиль брутализм сам по себе становится визуальной метафорой суровых реалий жизни — его строгие формы и грубые материалы отражают эмоциональную напряженность путешествия главного героя.
Сломленная ярость (реж. Такеши Китано)
«Сломленная ярость» состоит из двух частей. Первая глава — это остросюжетная драма, действие которой разворачивается в мрачном криминальном мире. В центре сюжета оказывается наемный убийца, вовлеченный в смертельно опасную схватку с полицией и якудза. Во второй же главе переосмысливается тот же сюжет, но в формате комедии, сюрреализма и безумия — идеальная пародия, чтобы посмеяться над событиями первой части.
Минималистский подход Китано к созданию пронизывает весь фильм. Визуальная эстетика культового японского режиссера основана на простоте, он часто использует статичные кадры и непритязательные декорации, тем самым убирая все лишнее, чтобы сосредоточиться на эмоциях, вызываемых повествованием. Такой подход позволяет глубоко погрузиться в комедию положений, разыгрывающуюся с персонажами.
Новый год, который так и не наступил (реж. Богдан Мурешану)
20 декабря 1989 года Румыния пребывает на грани революции. Улицы охвачены протестами, студенты используют искусство для высмеивания режима, а в новогодних передачах превозносят Николае Чаушеску. Тем временем в своих холодных домах семьи борются с личными проблемами и постоянной угрозой со стороны тайной полиции. Шесть, казалось бы, не связанных между собой жизней пересекаются непредвиденным образом. Когда напряженность достигает критической точки, главных героев объединяет ключевое событие, которое приводит к драматическому падению Чаушеску и коммунистического режима.
Богдан Мурешану очарован идеей «сейчас», особенно в том, что касается исторических моментов — определенного отрезка времени, который объединяет всех в коллективном сознании. Некоторые такие события знаменуют значительные сдвиги в исторических парадигмах, как, например, Румынская революция, ставшая одной из самых освещаемых на телевидении в истории. Однако Мурешану стремится исследовать эту тему с точки зрения обычных людей, не деля их на разные классы. Режиссер пытается запечатлеть момент настоящих перемен – трансформацию, которая уничтожила диктатуру и проложила путь к свободе и достоинству.
Знакомое прикосновение (реж. Сара Фридланд)
«Знакомое прикосновение» — фильм о внутреннем путешествии восьмидесятилетней женщины, проживающей в доме престарелых. В основе сюжета лежат ее сложные отношения с самой собой и теми, кто за ней ухаживает. Параллельно она сталкивается с меняющимися воспоминаниями, восприятием собственного возраста и своими желаниями.
В этой картине переосмысляется понятие кино о взрослении, где главными героями обычно становятся подростки. Сара Фридланд подчеркивает, что «взросление» не зависит от возраста и может продолжаться даже в 80 лет. В настоящее время истории о пожилых людях часто остаются на периферии, будто мечты, желания и свобода воли ослабевают задолго до того, как это происходит с физическими и умственными способностями. Главная героиня сопротивляется ожидаемым в ее случае ролям матери, пациентки и пожилой леди, плавно колеблясь между ощущением себя на 85 и 25 лет. «Знакомое прикосновение» получило в Венеции призы «Лучший фильм» и «Лучший дебют» в рамках программы «Горизонты».
Апрель (реж. Деа Кулумбегашвили)
После трагической смерти младенца во время родов честность и профессионализм акушера-гинеколога Нины ставятся под сомнение. Ее обвиняют в том, что она проводит незаконные аборты для тех, кто находится в безвыходном положении.
В «Апреле» Деа Кулумбегашвили исследует темы рождения и смерти. В центре повествования — уникальная в своей жизнестойкости женщина. Она переживает сильные страдания, трансформируя их в свой жизненный выбор и устремления. В то же время она остается непоколебимой.
Сложный и жестокий в своем реализме «Апрель» поражает честностью и отсуствием страха в раскрытии правды. Такой подход покорил фестивальную публику. Фильм удостоился Специального приза жюри.