Злодейский взгляд, надменная ухмылка и смертельный блеск в глазах – Рэйфа Файнса часто приглашают на роли злодеев в реальных, хтонических или фантастических декорациях. Это может быть Амон Гет из «Списка Шиндлера» (1993) или Волан-де-Морт, которого боится весь магический мир, в «Гарри Поттере». Увы, эти роли, в первую очередь всплывают при упоминании фамилии Файнса, как бы он ни старался, но его острые угловатые черты лица всегда подходили для образов холодных, отчужденных и злых мужчин. Однако актер всячески пытался избавиться от этого амплуа – рассказываем об этом подробнее.
«Грозовой перевал», реж. Питер Козмински, 1992
История больной любви посреди мрачной английской природы, по мотивам одноименного романа Эмили Бронте
Готический антураж тревожит, не дает сидеть спокойно на одном месте и заставляет испытывать страх и безнадежность. Главные герои не живые, а словно давным-давно отдавшие свои души дьяволу. Хтонь британской природы, безумно желающей прекращения дождей и появления солнца, фатальная и для Кэтрин Эрншо, и для Хитклиффа. Последнего как раз играет Рэйф Файнс, и в его герое нет ничего светлого. Хитклифф предстает чуть ли не демоном, каждое его появление сопровождается горем или какой-либо трагедией. Окруженный мистикой, он словно распыляет яд в любом своем действии, а противоядия так и не придумали.
«Английский пациент», реж. Энтони Мингелла, 1996
Запретная любовь между двумя несвободными людьми
Картина Энтони Мингеллы рассказывает больше о переживаниях медсестры, которую сыграла Жюльетт Бинош, нежели о герое Рэйфа Файнса. Его персонаж живет воспоминаниями, настоящее давно не является для него главным поводом для существования. Истории из прошлого, чувства из минувшего, эмоции из бессознательного помогают убежать от реальности и почувствовать счастье хотя бы в последний момент. Его герой прикован к постели и рассказывает медсестре историю о себе самом, его изуродованное лицо пугает и будоражит. Однако за ним скрывается человек с разбитым сердцем.
«Отель “Гранд Будапешт”», реж. Уэс Андерсон, 2014
Путешествие в мир «пряничных домиков» Уэса Андерсона
Скорее всего, это самая нетипичная роль Рэйфа Файнса. В начале этой статьи мы говорили о том, что актер частенько играет роли мрачных персонажей. Однако у Уэса Андерсона он предстает в совершенно другом амплуа, непривычном для фанатов ранних фильмов артиста. Его героя зовут Густав, и многие считают его легендарным консьержем необычного розового отеля. К нему в подчиненные приходит молоденький портье Зеро, с которым они попадают в череду необъяснимых событий. Инфантильный, несносный, абсурдный и резвый не по годам – вот персонаж Файнса. К тому же, его кривляния отлично смотрятся под звуки балалайки.
«Большой всплеск», реж. Лука Гуаданьино, 2015
Пламенное итальянское солнце и танцы под The Rolling Stones
Лука Гуаданьино не скрывает, что его режиссерская работа «Большой всплеск» является вольным ремейком «Бассейна» с Аленом Делоном. Только теперь за ритм фильма отвечает рок-музыка, увеличивает громкость в колонках ядовитое жаркое солнце, а крещендо наступает при появлении бывшего любовника. Рэйф Файнс рушит спокойную идиллию новых отношений когда-то своей женщины, известной рок-звезды. Он безответственно врывается на ее виллу, знакомит со своей старшей дочерью, бесцеремонно прыгает в бассейн, приглашает подозрительных итальянцев и просто пускается во все тяжкие под музыку The Rolling Stones. Если в «Отель “Гранд Будапешт”» консьерж Файнса отличался некой детской инфантильностью, то здесь она совершенно другого калибра. Нарциссизм, моральный абьюз, чревоугодие, и солнце перестает даже светить.
«Раскопки», реж. Саймон Стоун, 2021
Философская притча о людях в погоне за историей
Совсем недавно мы видели Рэйфа Файнса в роли М в последнем фильме о Джеймс Бонде, но в 2021 году также вышла медленная и скромная независимая драма «Раскопки». В центре сюжета – археолог Бэзил Браун и его желание отыскать историческое сокровище на нетронутой английской земле. Его приглашает образованная, скованная чопорностью аристократка, хозяйка участка Эдит Притти. Оба они устраняются от какой-либо коммуникации, социализация им кажется странной, а отчуждение становится единственным способом пожить хотя бы немножко для себя. Вот-вот начнется Вторая мировая война, после которой не останется ни земли, ни жизни.
Фильмографию Рэйфа Файнса также можно найти в карточке актера.