Гениальный ученый с редким заболеванием крови Майкл Морбиус в ходе эксперимента с ДНК летучих мышей и электрошока превращается в вампира. Пока он привыкает к ранее неизведанной силе, скорости и способности к эхолокации, ему также предстоит решить, кем он все-таки запомнится миру: героем или злодеем.
В начале апреля в мировой прокат вышел «Морбиус» с Джаредом Лето, Мэттом Смитом, Адриа Архоной и Джаредом Харрисом. И если, возможно, актерский состав вам давал надежды на качественную картину, то поспешим расстроить: даже он этого сделать не смог. Фильм уже приобрел грустный рейтинг в 17 % на Rotten Tomatoes. В России же проект не стал исключением из нескончаемых отмен ожидаемых релизов, но в случае «Морбиуса» расстраиваться не нужно: он во многом не стоит ни ваших денег, ни внимания, ни фанатской преданности продуктам Marvel. Киноафише удалось посмотреть картину за пределами России, и, к сожалению, мы вынуждены отметить больше отрицательных моментов, чем положительных.
Предупреждаем: много спойлеров!
Причина №1: Бессвязный сюжет и композиция фильма
Скажем так, если фильм кажется плохим, то корни всех бед нужно искать в сценарии. В случае «Морбиуса» к этому даже не надо прилагать особых усилий. Картина совершенно не берет во внимание тот факт, что зритель — это не пассивное существо, и не будет принимать как аксиому бесконечные промахи в сюжете, мотивации героев и логичности происходящего на экране. Так, Морбиус без лишних вопросов со стороны, казалось бы, здравого окружения получает добро на создание потенциально опасного лекарства, а агенты ФБР чудом натыкаются на нужные зацепки в ходе раскрытия вампирских преступлений, только чтобы в финале оказаться совершенно бесполезными героями. И так примерно во всем.
Вдобавок в фильме, кажется, царит полная дезорганизация и взаимное недопонимание между режиссурой, сценарием, монтажом, звуковым и графическим оформлением. В такие моменты действительно ценно помнить, что фильм — это командная работа. И если каждый отдел выкладывается не на 100%, а на 15 — то и результат будет соответствующим.
Причина №2: Пассивные неинтересные герои
Почему нас так привлекают супергеройские истории? Каждая из них определяется именно символическими персонажами, в судьбе и пути которых мы должны быть заинтересованы: будь эти герои плохие или хорошие. Морбиус – персонаж знакомый для некоторых фанатов комиксов и совершенно новый для большинства аудитории, он не вызывает ни сопереживания, ни ненависти, ни любви. Он отличается от тех вампиров, которых мы привыкли видеть на экране, но при этом его двойственная сущность из добра и зла превращает его скорее в жалкого персонажа, чем в сложного и интересного.
Да и чему удивляться, ведь почти все его окружение не сильно пытается призвать Майкла на правильный путь. Бесполезные агенты ФБР спокойно говорят о вполне заслуженной смерти членов экипажа судна, из которых Морбиус высосал жизнь; его преданная девушка Мартина прощает похорошевшего вампира, спустя несколько дней после того, как он чуть ее не убил; лучший друг Майло же советует не беспокоиться о причиненном Морбиусом вреде и уверяет, что все в этой жизни можно решить с помощью денег. Бедному Майклу лишь остается надеяться на собственный шаткий компас морали, чтобы попытаться противостоять грядущему злу.
Ну, правда, стоит отметить, что Мэтт Смит довольно бодро играет избалованного, сексуального и хаотичного злодея-вампира Майло, хоть вся его мотивация и складывается в одну фразу: «Нас несколько против всех!» А персонаж Джареда Харриса – лечащего доктора Морбиусов, который всю жизнь о них заботится – также оказывается небесполезным, и, по крайней мере, становится еще одной причиной потенциальной ненависти Майло к Майклу.
Причина №3: Отсутствие видения
Это на самом деле не придает проекту какой-либо уникальности, ведь не так много марвеловских фильмов могут похвастаться узнаваемым режиссерским штрихом. В «Морбиусе» Даниэль Эспиноса делает одно из двух: либо идеально воплощает в жизнь очень авторское видение, которое просто не подошло фильму такого студийного масштаба, либо, наоборот, совершенно проигрывает в реализации задатков своих больших идей. А может виноват контроль студии Sony. Так или иначе, в итоге в картине создается не очень гостеприимная атмосфера: холодная, болезненная и депрессивная.
Такое видение, а точнее, его отсутствие, и выливается в две посредственные сцены после титров со Стервятником. О них расскажем в конце.
Причина №4: Монтаж и съемка как у малобюджетных ужастиков
В целом, учитывая неуместную трясущуюся камеру, преимущество очень крупных планов и довольно странные монтажные переходы, «Морбиус» больше походит на очень старые фильмы о вампирах или же экспериментальные независимые ужастики. Но все же у этих фильмов совершенно иная функция в кинематографе, и поэтому аргумент некоторых критиков о том, что «Морбиус» сделан в духе старых домарвеловских супергероик, вряд ли действительно можно считать оправдывающим и положительным.
Причина №5: Невпечатляющие спецэффекты
На самом деле, спецэффекты — это наименьшая из более важных проблем фильма, которые мы перечислили ранее. Ведь даже в «Человеке-пауке: Нет пути домой» без огрехов с ними не обошлось. Некоторые экшен-сцены, в особенности одно из первых противостояний Морбиуса и Майло в качестве вампиров, выглядят довольно прилично и закладывают неплохую концепцию их потенциальных схваток и передвижений, за которыми было бы интересно наблюдать. Но потом это все забывается, а дальше спецэффекты уже выглядят устало и скучно.
К концу фильма создателям, видимо, самим настолько жалко зрителей, что марвеловские пост-титровые сцены не оттягивают целыми титрами, а показывают сразу после окончания картины, а потом еще минуту спустя. В первой сцене Стервятник (Майкл Китон) перемещается вследствие заклинания Стрэнджа в другую вселенную и освобождается из заключения. Во второй он уже находит Морбиуса и предлагает объединить силы, сея надежду на формирование «Зловещей шестерки».