Майор (2013)
Майор полиции Сергей Соболев торопится в роддом к жене и сбивает маленького мальчика на глазах у матери. Он пытается использовать своё служебное положение, чтобы скрыть этот факт. Но заметание следов в итоге приводит к поистине ужасным последствиям.
Второй фильм Юрия Быкова отечественные критики почти единогласно назвали умелым, новаторским и по-хорошему жёстким. Но вот широкая аудитория узнала о режиссёре только после того, как о его работах рассказал на своём YouTube-канале киноблогер Евгений Баженов (он же BadComedian).
За границей же всё это время внимательно следили за событиями на российском рынке. В 2016 году стало известно, что за адаптацию фильма под многосерийный формат возьмётся стриминговый гигант Netflix. Авторскую картину переделали в сериал «Семь секунд», причём от оригинала в телевизионной версии осталась одна завязка. Вдобавок шоураннер Вина Суд, чтобы сделать сюжет ближе американскому зрителю, добавила линию, связанную с расизмом.
Левиафан (2014)
Автослесарь Николай Сергеев живёт с женой и сыном в маленьком приморском городке и пытается бороться с коррумпированным мэром, который хочет отнять землю героя. На помощь приезжает друг Николая из Москвы — адвокат Дмитрий. На короткое время надежда на то, что отстоять свои права удастся, возвращена. Но потом Николай выясняет, что Дмитрий завёл роман с его супругой.
Фильмы Андрея Звягинцева на родине ругают за то, что те якобы очерняют образ России. Но при этом не перестают обсуждать и награждать. Ведь сложно спорить с тем, что этот режиссёр — один из лучших визионеров нашего времени и к тому же невероятно точно показывает живых людей.
О популярности «Левиафана» на Западе говорит хотя бы то, что картине удалось подобраться к «Оскару» в номинации «Лучший иностранный фильм». Заветная статуэтка в тот раз была близка, но досталась «Иде» польского автора Павла Павликовского.
Нелюбовь (2017)
Супруги Женя и Борис разводятся. Они давно уже завели себе новых возлюбленных, единственная проблема, которая стоит перед ними, — поскорее продать общую квартиру. Практически бывшие муж и жена так увлечены своей личной жизнью, что совсем забывают про сына, который однажды куда-то исчезает.
Ещё одна лента Андрея Звягинцева, которая на родине пришлась по вкусу далеко не всем. Фильм и правда беспощадный, тяжёлый и некомфортный. Однако рассказать режиссёр хотел не столько о России, сколько в целом о мире победившей нелюбви.
Папа, сдохни (2018)
Матвей приходит домой к отцу своей девушки, чтобы убить его за то, что тот надругался над ней в детстве. Но понимает, что в этой истории всё не так просто.
В российском прокате чёрная комедия Кирилла Соколова прошла совсем незаметно, несмотря на тёплый приём критиков. Но при этом на Западе о картине написали все ведущие издания, а на агрегаторе Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 97%.
Создателей, очевидно, подвело неправильное рекламное позиционирование. Продюсеры смонтировали трейлер так, что безбашенную, кровавую ленту, вдохновлённую эстетикой Квентина Тарантино, можно было принять за типичную российскую комедию со всеми вытекающими. В результате «Папа, сдохни» просто-напросто прошёл мимо своей целевой аудитории на родине, но зато прославился в Сети и зацепил даже зарубежных журналистов.
Спутник (2020)
В 1983 году советский космонавт Константин Вешняков вместе с напарником аварийно приземляется посреди казахской степи. Коллега погибает, а вот Вешняков, похоже, заражён неизвестным паразитом.
Оставшегося в живых лётчика доставляют в секретную научно-исследовательскую лабораторию. Там его поведение будет изучать нейрофизиолог Татьяна, недавно чуть не потерявшая работу из-за своих опасных, хотя и эффективных методов.
Отечественные критики встретили сайфай-хоррор Егора Абраменко настороженно, а вот западной прессе и зрителям фильм как раз очень понравился. Причём отнюдь не за сходство с «Чужим» и другими подобными работами («Нечто», «Живое»).
Там, где российские зрители увидели лишь попытку мимикрировать под голливудские жанровые каноны, иностранцы разглядели добротное независимое кино. Ведь в основе фантастического сюжета «Спутника» лежит метафора реальной проблемы — чувства вины перед близкими.
Таким приёмом часто пользуются авторы современных социальных хорроров (яркие примеры — «Реинкарнация» Ари Астера или «Ведьма» Роберта Эггерса). И пусть у отечественных авторов получилось не всё, а до идеала фильму далеко, называть «Спутник» откровенной неудачей как минимум несправедливо.