Миф №1: Бэтмен – одиночка
К культивированию образа мрачного и скрытного Бэтмена приложили руку два режиссера: Кристофер Нолан и Зак Снайдер. Их фильмы еще свежи в зрительской памяти, и именно благодаря им мы думаем о сыне Готэма как об одиноком мстителе, наблюдающем за родным городом с высоты небоскребов под покровом ночи. Крупица правды в таком взгляде на Бэтмена есть – он действительно предпочитает работать один. Однако не стоит забывать, что он работал с комиссаром Гордоном на регулярной основе, о нем заботился Альфред, а на помощь ему всегда приходил Люциус Фокс. В конце концов, он является членом сразу нескольких команд, да и сайдкиков у Бэтмена было предостаточно.
Миф №2: Бэтмен не убивает
Так сложилось, что политика отказа от убийств прочно вплелась в ДНК персонажа. И действительно, Бэтмен не прибегает к оружию, но это тем не менее не мешало ему находить другие способы лишения злодеев жизни. Уже в своем первом появлении в Detective Comics #27 Бэтмен толкает своего противника в контейнер с кислотой – эта сцена впоследствии стала прародительницей истории Джокера. В дальнейшем герой будет постоянно метаться между убийствами и отказом от них: в начале 40-х годов, например, одному из создателей Бэтмена, Биллу Фингеру, попросту запретили писать Бэтмена как персонажа, готового убивать.
Эта непоследовательность относительно готовности Бэтмена убивать перекочевала и в кино. Лишь у Кристофера Нолана Брюс Уэйн прямо говорит, что не готов убить, – во время тренировки с Лигой теней. Позже он, правда, уничтожит ее логово, а вместе с ним, вероятно, и всех, кто находился внутри. И все же нолановский Бэтмен – единственный, кто хоть в каком-то виде обозначает свое нежелание убивать. С другими версиями Темного рыцаря дела обстоят иначе: у Тима Бертона он подрывает завод Axis Chemicals вместе с его охраной, а в «Бэтмене против Супермена» Зака Снайдера и вовсе устраивает кровавое турне.
Миф №3: Брюсу Уэйну безразлична Wayne Enterprises
Стараниями Кристофера Нолана многие уверовали в абсолютное равнодушие Брюса к судьбе отцовской компании – пока Фокс предоставляет ему доступ к техническим примочкам и игрушкам, которые могли бы помочь Бэтмену, дела компании Уэйна не волнуют. В действительности же он просто очень хорошо знаком с концепцией делегирования и имеет возможность щедро оплачивать труд профессионалов из сфер, в которых сам он смыслит значительно меньше. Ровно поэтому он и передает управление компании Фоксу в фильме «Бэтмен: Начало», а сам занимается тем, что делает лучше всего, – борется за справедливость в Готэме.
Миф №4: Бэтмен лишен чувства юмора
Как и в случае с убийствами, в последнее время в кино активно культивируется образ Бэтмена, почти напрочь лишенного чувства юмора. И если в случае Брюса между строк иногда прослеживается его способность иронизировать или изредка выдавать легкую шутейку (как, например, в случае, когда Уэйн подтрунивает над Альфредом, намереваясь сдать его властям как организатора цирка имени Бэтмена), то с Темным рыцарем дела обстоят совсем иначе: он утомительно серьезен. И это какое-то кошмарное упущение, потому что в комиксах Бэтмен бывает тем еще шутником – юмор у него порой странный и мрачноватый, но оттого не менее качественный. Ему, например, удалось рассмешить Джокера шуткой о смерти своего отца, а в другой раз в ответ на крик Харли Квин «Пудинг!», обращенный к Джокеру, оказавшемуся на падающем самолете, Бэтмен ответил: «В него он, вероятно, и превратился».
Миф №5: Бэтмен – самопровозглашенный мститель, находящийся вне закона
Действительно, Бэтмен начинал свою «карьеру» именно в этой роли: сам выслеживал злодеев и сам же с ними расправлялся – в общем, был обвинителем, судьей и присяжным. Но со временем он обзавелся, скажем так, внутренним кодексом чести и начал работать вместе с комиссаром Гордоном. Можно сказать, что Бэтмен – фрилансер в полиции Готэма по устному договору, и на данном историческом этапе назвать его мстителем, находящемся вне закона, вроде марвеловского Сорвиголовы, уж никак нельзя.
Миф №6: Брюс Уэйн лишь прикрытие для Бэтмена
Силами Кристофера Нолана зародилось еще одно сомнение, ранее ни у кого не возникавшее: кто все-таки главный – Брюс Уэйн или Бэтмен? В свойственной режиссеру манере в фильме «Бэтмен: Начало» вопрос первенства героя или его альтер эго стал философской проблемой, сквозной темой всей нолановской трилогии. Диалог Рэйчел и Брюса в финале первой части становится отправной точкой этой дилеммы, когда она говорит, что лицо Брюса, а не Бэтмена, сеет страх среди преступников Готэма. В следующем же фильме в своем письме она опасается, что день, когда Бэтмен не будет нужен Брюсу, не настанет никогда. Можно спорить о том, к какому выводу она все-таки приходит: взял ли Бэтмен верх над Уэйном или Брюс окончательно слился со своим альтер эго, растеряв по дороге самого себя? И тем не менее эффект налицо: даже учитывая финал последнего фильма трилогии, разговоры о внутреннем противостоянии Брюса с Бэтменом все еще ведутся.