В современном мире понятие «абьюз» все еще остается очень размытым. Сложно понять, где заканчиваются границы одного человека и начинаются другого. Тем не менее большая часть психологов сходится на том, что насилие (эмоциональное, психологическое или физическое) — это в первую очередь подавление воли человека путем запугивания, внушения или даже шантажа.
Тема абьюза, долгое время замалчиваемая в современной культуре, в последние годы наконец-то вышла из зоны табу, позволив множеству кинематографистов не только переосмыслить свой собственный жизненный опыт, но и достучаться до потенциальных жертв такого насилия.
Возможно, не самый лучший фильм в этом списке, но «В постели с врагом» с Джулией Робертс довольно ярко показывает все возможные формы физического и эмоционального насилия, которые могут скрываться за фасадом так называемого идеального брака. Действие картины разворачивается вокруг женщины, которая отчаянно пытается освободиться от абьюзивных отношений. Она начинает новую жизнь: меняет внешность и знакомится с интересным мужчиной, но почти сразу понимает, что тень прошлых отношений продолжает ее преследовать. «В постели с врагом» определенно слишком активно делает ставку на показушные бу-эффекты и слишком мало говорит о самом главном. Тем не менее эта картина заслуживает свое место в списке самых важных фильмов о домашнем насилии.
Возможно, одна из лучших экранизаций Стивена Кинга — медитативная драма «Долорес Клэйборн» с Кэти Бейтс и Дженнифер Джейсон Ли — рассказывает об отношениях пожилой матери и ее повзрослевшей дочери, которая возвращается в свой родной город на неопределенный срок. По мере развития событий девушка вспоминает различные фрагменты своего детства, меняя фокус их восприятия. Внезапно она осознает, что ее некогда горячо любимый отец был настоящим домашним тираном, который в течение многих лет избивал ее мать. «Долорес Клэйборн» затрагивает довольно широкий спектр важных социальных тем, касаясь в том числе и вопросов внутренней мизогинии и феминизма.
«Когда мужчина любит женщину» — одна из самых нетипичных романтических драм ранних девяностых, которая очень открыто и, главное, искренне говорит о проблемах бытового абьюза. Главная героиня фильма — женщина, страдающая алкогольной зависимостью. Она делает все возможное, чтобы справиться со своими внутренними демонами и начать жизнь с чистого листа, однако сделать это оказывается не так уж и просто. Примечательно, что главную женскую роль в картине исполнила Мег Райан. Возможно, это первый и единственный случай в карьере актрисы, когда она так серьезно отошла от амплуа вечной звезды ромкомов. Компанию Райан на большом экране составил Энди Гарсия. Ему досталась роль мужчины, который пытается вытащить главную героиню из депрессивного ада.
Фильм про психологический и физический абьюз, который довольно успешно притворяется научной фантастикой, основанной на одноименном произведении Герберта Уэллса. Режиссер нового «Человека-невидимки» Ли Уоннелл не только переосмысляет классический сюжет, но и придает ему злободневную актуальность. Главная героиня картины — молодая женщина по имени Сесилия, которая пытается сбежать от своего ужасно богатого и психически нестабильного супруга Эдриана. Ситуацию ухудшает тот факт, что Эдриан — гениальный ученый, разработавший уникальную технологию невидимости. По большому счету новый «Человек-невидимка» — это фильм, снятый на стыке жанров хоррора и психологического триллера, предлагающий зрителям сразу несколько весьма изобретательных экшн-сцен, а также впечатляющую актерскую игру, в первую очередь от звезды «Рассказа служанки» Элизабет Мосс.
-
«Сияние»
Один из самых известных хорроров на свете также по сути является историей о домашнем насилии. Посудите сами: главный герой «Сияния» Джек Торранс вместе со своей женой и маленьким сыном переезжает на зимовку в отель «Оверлук», который оказывается населенным призраками. По ходу развития событий алкоголик в завязке Торранс снова обращается к бутылке, сходит с ума и тиранит своих близких в навязчивой попытке их убить. Экранизацию Кубрика сильно ругали из-за чрезмерно комичного образа абьюзера. Тем не менее Джек Торранс в исполнении Джека Николсона идеально вписывается в стиль режиссера, который любит смешивать элементы хоррора, графического насилия и старую добрую сатиру. Стоит только вспомнить «Заводной апельсин».
Эта артхаусная европейская драма повествует о девушке по имени Клэр, которая в одиночку отправляется в путешествие по Европе. Во время визита в Германию она знакомится с милым парнем по имени Энди, проводит с ним ночь, а потом… становится его пленницей. «Берлинский синдром», в отличие от большинства фильмов в этом списке, почти не фокусируется на аспектах эмоционального и физического абьюза, предпочитая сосредоточиться на психологическом состоянии главной героини. Создатели довольно тонко показывают, как Клэр со временем привыкает к роли жертвы и даже пытается подстроиться под своего угнетателя, предугадывая его действия и желания.
Практически идеальный фильм про абьюз, который благодаря мощному первоисточнику, одноименному бестселлеру Гиллиан Флинн, а также добротной режиссуре Дэвида Финчера является максимально точным руководством по поиску «красных флажков» в отношениях. Действие ленты разворачивается вокруг супружеской пары Ника и Эми, переживающей не самые простые времена. Внезапное исчезновение Эми и пара довольно загадочных улик заставляет полицию думать о том, что Ник убил свою жену и где-то спрятал ее тело. На самом же деле вполне живая и здоровая Эми пытается начать новую жизнь вдали от опостылевшего партнера. Пожалуй, самое интересное в «Исчезнувшей» — это то, что понять, кто же является абьюзером в отношениях, весьма сложно. Как Ник, так и Эми, кажется, сделали все возможное, чтобы окончательно уничтожить свой брак.