1. «Однажды в Америке» Серджио Леоне
Серджио Леоне, знаменитый своими спагетти-вестернами с Клинтом Иствудом, посвятил большую часть своей карьеры гангстерскому эпосу «Однажды в Америке», который иногда называют лебединой песней режиссёра. По плану должно было выйти два трёхчасовых фильма, но из-за разногласий со студией Леоне снял только 269 минут. Однако самое неприятное случилось позже: для европейского проката картину урезали до 229 минут, а американским зрителям вовсе показали 139-минутную версию, да ещё перемонтированную в хронологическом порядке.
Нечего и говорить, что такое самоуправство продюсеров полностью уничтожило замысел режиссёра. Что до ценителей кино, им пришлось аж до 2012 года ждать выпуска самой полной версии длиной в 251 минуту (показать же все 269 минут картины пока не даёт путаница с правообладателями).
2. «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта
Создатель культовой ленты «Бегущий по лезвию» Ридли Скотт в своё время не смог найти общий язык с продюсерами по поводу того, как должен закончиться фильм. Поэтому театральная версия 1982 года, в отличие от режиссёрской, заканчивается хеппи-эндом, что противоречит первоначальной задумке постановщика.
Зато в 2007 году Скотт выпустил лично отредактированную им версию «Бегущего по лезвию», которая наконец устроила самого режиссёра. Постановщик добавил туда сцену, которая косвенно намекает, что главный герой всё-таки не человек, а андроид, и тем самым переворачивает весь смысл картины с ног на голову.
3. «Бразилия» Терри Гиллиама
Выход антиутопии Терри Гиллиама сопровождался скандалом из-за упорного нежелания режиссёра уступать продюсерам: студия требовала не только серьёзно укоротить фильм, но ещё и прикрутить неуместный счастливый финал.
В конце концов Гиллиам добился своего: лента, пролежав на полке около года, вышла на экраны практически такой, какой постановщик её и задумал, не считая незначительных правок. Нельзя сказать, что это улучшило сборы, но зато спустя годы «Бразилия» обрела массу преданных фанатов. Ну а те сцены, которые в прокатной версии всё-таки убрали из-за цензуры, тем самым сделав фильм на десять минут короче, потом появились на DVD-издании.
4. «Супермен 2» Ричарда Доннера
Занятно, что история, подобная той, что произошла со Заком Снайдером и его «Лигой справедливости», уже когда-то случилась на производстве фильма по комиксам DC. В 1980 году режиссёр второго «Супермена» Ричард Доннер, отсняв больше половины ленты, поссорился с руководством студии, и его без лишних слов уволили, заменив на Ричарда Лестера. Тот же переделал имеющийся материал в куда более лёгком и отчасти комедийном ключе.
Справедливость была восстановлена лишь спустя 26 лет, когда на студии случайно обнаружили исходные материалы, отснятые Доннером. Так появился «Супермен 2: Версия Ричарда Доннера», который долго считался чуть ли не лучшей режиссёрской версией в истории кино (хотя теперь, с выходом Snyder's Cut, с этим утверждением можно и поспорить).
5. «Царство небесное» Ридли Скотта
Проблемы с «Царством небесным» начались ещё на стадии производства: дело в том, что Ридли Скотт задумал трёхчасовое серьёзное полотно, а вот продюсеры хотели видеть скорее историко-приключенческий блокбастер. Им так и не удалось договориться, и уже готовую картину серьёзно перемонтировали, пустив под нож целые сюжетные линии, так что в прокат пошла сокращённая 144-минутная версия.
Критики и зрители встретили ленту прохладно, а вот режиссёрский вариант понравился им куда больше. Ведь это был фактически новый фильм. Ридли восстановил огромное количество сцен, после чего всё встало на свои места. После этого стало очевидно, насколько неорганичной и рваной была версия, предложенная студией, и «Царство небесное» сразу назвали одним из лучших произведений Скотта. Жаль только, что в кинотеатры картину было уже не вернуть.
6. «Доктор Сон» Майка Флэнегана
Перед Майком Флэнеганом («Призраки дома на холме») стояла серьёзная задача: сюжетно увязать между собой две книги Стивена Кинга; органично вплести в продолжение эстетику кубриковского «Сияния», придумав целостный визуальный язык; но при этом от постановщика требовалось ещё и создать самостоятельное художественное высказывание.
Итоговая работа понравилась и критикам, и автору литературного первоисточника, пусть в некоторых сценах поступки персонажей и выглядели не совсем логичными. Во всяком случае, на свет скоро появилась расширенная версия фильма, которая окончательно проливает свет на сюжетную арку Дэна Торранса и объясняет мотивы его возвращения в «Оверлук».
7. «Лига справедливости» Зака Снайдера
Во время работы над супергеройским боевиком «Лига справедливости» Зака Снайдера настигло несчастье: его дочь от первого брака покончила с собой. После этого безутешный отец покинул проект (причём не совсем добровольно, а под нажимом студии), а режиссёрское кресло занял постановщик «Мстителей» Джосс Уидон, чей творческий метод кардинально отличается от снайдеровского почерка. Итоговая версия не устроила ни фанатов, ни даже студию Warner Bros.: картина получилась неповоротливой, безвкусной, многие сюжетные линии потерялись, а закрашенные при помощи компьютерной графики усы Генри Кавилла, которые тот не захотел сбривать ради пересъёмок, создавали на экране эффект «зловещей долины».
Однако Снайдер, вопреки заверениям представителей Warner Bros., незадолго до своего ухода почти закончил фильм — не хватало лишь спецэффектов и пары сцен. И спустя несколько лет (спасибо преданным фанатам) «Лига справедливости Зака Снайдера» всё-таки вышла на стрим-сервисе HBO Max в нетрадиционном для кинокомиксов соотношении сторон 4:3. Альтернативная картина оказалась куда темнее, продолжительнее, но самое главное — залатала сюжетные дыры театральной версии и выглядит намного более логичной, чем монстр Франкенштейна, наспех слепленный Уидоном.