Когда кинематограф стали воспринимать не только как развлечение, но и как искусство, появилась потребность в проведении качественного анализа фильма и работы съемочной группы. Так, например, созданный однажды фильм Дэвида Гриффита «Рождение Нации» (1915г.) вызвал неоднозначные эмоции, и решение о его выходе принимали с помощью просмотра в Белом доме и заполнения брошюр «за» и «против».
Отсюда следует появление кинофестивалей, по итогам которых многие талантливые деятели киноиндустрии получают престижные награды, а малоизвестные режиссеры, сценаристы и т.д. могут заявить о себе, о своем фильме, тем самым значительно продвинув его в прокате.
В 1932 году Бенито Муссолини помог состояться первому официальному кинофестивалю в Венеции – и вот уже по всей Европе прошла волна создания своих кинофестивалей. На сегодняшний день проводится множество кинофестивалей различных классов. И одним из самых известных на весь мир является Каннский фестиваль, ежегодно проходящий на лазурном берегу в мае.
Первое подобное мероприятие в Каннах должно было пройти еще в 1939 году, и в председатели был приглашен изобретатель кинематографа Луи Люмьер. Но из-за начавшейся войны первый Каннский фестиваль состоялся только осенью 1946 года, на волне возрождения культурной жизни в Европе после Второй мировой. Тогда на смотре было 46 фильмов, одиннадцать из них были удостоены главного приза – «гран-при», который вручали победителям до 1955 года. С 1955 года главной наградой стала «Золотая пальмовая ветвь», а «Гран-при» отошел по значимости на второй план.
Изначально этот кинофестиваль был сосредоточением светской элиты и не носил столь серьезный характер, был более тусовочным и туристическим. Сейчас это весомый и самый престижный фестиваль, в жюри которого сидят настоящие профессионалы киноиндустрии, чей голос определяет не просто победителей одного кинофестиваля, а даже настроение будущего года. На пути от светской тусовки до международного гиганта, выбирающего кто войдет в историю кинематографа, было множество вех.
Сначала фестиваль был сентябрьским, а с 1951 года перенесен на май. В тот же год на участие стали претендовать американские кинематографисты, а с 1959 года стали приглашать журналистов незадолго до официальных показов, чтобы они могли оценить фильмы до оглашения мнения жюри, тем самым озвучивая более объективную критику, а параллельно появился кинорынок Marche du Film. 1969 год усовершенствовал фестиваль появлением программы «Двухнедельник режиссера», которая является отличным стартом для многих режиссеров. Эта программа проходит параллельно с самим кинофестивалем и помогает выйти в свет экспериментальным, авторским фильмам начинающих постановщиков.
К 1972 году кинофестиваль уже приобрел весьма авторитетный статус, поэтому с того года ленты начинают отбираться лично руководством фестиваля, хотя изначально их присылали страны-участники. В 1978 году Жиль Жакоб расширил спектр наград кинофестиваля благодаря учреждению премии «Золотая камера» за лучший дебютный фильм, а позже – созданием отдельной внеконкурсной программы «Особый взгляд».
С 1983 все действо перекочевало в Дворец фестивалей на площади Жоржа Помпиду, что еще больше добавило роскоши кинофестивалю.
В 1998 году появляется программа «Синефондасьон», на которой показываются киноленты, созданные студентами киношкол со всего мира, что очень способствует выявлению молодых дарований. В Начале XXI века появились менее шумные проекты: Producers Network для продюсеров, Short Film Corner для короткометражек, программы «Все кино мира» и «Каннские короткометражные фильмы».
Сейчас фестиваль на Лазурном берегу могут посещать обычные киноманы и журналисты, чтобы первыми видеть кинокартины будущего года и освещать их в СМИ, представители кинопрокатных компаний, чтобы высматривать для себя потенциальные фильмы и брать их в прокат. Кстати, благодаря последним в России появляется все больше интересных, глубоких картин, которые отечественные прокатчики попросту не замечали бы в потоке появления иностранных фильмов без кинофестивалей.
Каннскому фестивалю мы также обязаны вознесением наших российских фильмов на уровень с зарубежными лентами. Так, например, «Нелюбовь» Звягинцева благодаря признанию на Каннском фестивале 2017 года, вышла в прокат во Франции и собрала приличную кассу.
На каждый фестиваль назначаются разные председатели жюри, что помогает фестивалю оставаться актуальным и выносить решения исходя из современных реалий. Картины полного и короткого метра, которые были сняты за год до начала фестиваля и еще не продемонстрированные за пределами страны производства, участвуют в основном конкурсе не только за красивую статуэтку, но и за шумиху в международной прессе, которая каждый раз поднимается из-за победителей в Каннах. Не менее прославленными становятся и сценаристы, режиссеры и актеры, получающие «Гран-при» за оцененные жюри заслуги. За лучший дебют получают приз «Золотая камера», а в одну неделю с кинофестивалем также демонстрируют экспериментальные работы, новые французские фильмы, и параллельно разворачивается кинорынок. Таким образом, на сегодняшний день Каннский фестиваль словно живет самостоятельной жизнью, за которой настоящие киноманы и профессионалы киноиндустрии активно следят еще с конца зимы, когда выбирается председатель, и уже можно гадать над тем, какой дух у фестиваля будет в этом году.
Лилия Бариева