14 мая в день открытия, как обычно, прошла традиционная пресс-конференция жюри. Говорили о политике, гендере и Netflix — это самые главные темы Канн на сегодняшний день. Алехандро Гонсалес Иньярриту отвечал на испанском и на английском, Эль Фаннинг заразительно смеялась, греческий режиссёр Йоргос Лантимос загадочно улыбался и ничего не сказал за все 35 минут.
Интересно, что все западные СМИ радостно рапортуют о поддержке Netflix президентом жюри. Однако в реальности Иньярриту высказался против вымывания кинотеатрального просмотра стриминг-сервисами. «Кино было рождено, чтобы смотреть его сообща, — сказал режиссёр "Бёрдмэна". — Я не имею ничего против того, чтобы смотреть его на телефоне, айпаде или компьютере. Но при этом восприятие совсем иное, в отличие от кинотеатра. Одно не должно отменять другое. Франция — исключение, поскольку здесь защищают кинопоказ. Это одна из последних стран в мире, где можно получить опыт кинопросмотра». Постановщик также отметил, что Netflix отлично поступает, финансируя рискованные проекты, но кинопрокат стримингу никогда не заменить.
Администрация фестиваля должна быть в восторге: у неё уже три года идёт война с Netflix, которая пока что заканчивается не в пользу стриминг-сервиса, отдающего свои фильмы на другие фестивали. Но Франция — единственная страна в мире, в которой окно между кинопрокатом и появлением фильма в стриминге должно составлять три года, что, конечно, совсем не устраивает Netflix. В итоге компания не прокатывает своё кино во Франции и больше не участвует в Каннском фестивале.
Постановщица Аличе Рорвахер, чей фильм «Счастливый Лазарь» в прошлом году получил приз за сценарий, посетовала на нежелание киноиндустрии поддерживать молодых кинематографисток. «Нас постоянно спрашивают, каково быть женщиной-режиссёром. Ну, это примерно как спрашивать жертв кораблекрушения, почему они до сих пор живы. Спросите человека, который строил корабль. Спрашивайте директоров киношкол. Спрашивайте людей, работающих за кадром. Надо задавать такие вопросы не в конце, а в начале».
Иньярриту, разумеется, задали вопрос про Трампа. Мексиканский режиссёр ответил: «Эти люди правят с гневом и злостью. Они пишут выдумки и заставляют людей поверить в них. Тот факт, что я здесь, сам по себе заявление. Мы знаем, чем заканчиваются такие истории, если продолжать подобную риторику, — заявил президент жюри, намекая на Вторую мировую войну. — Но я не политик, я человек творческий. И могу выражать себя через работу с открытым сердцем. Мне видится, что проблема происходящего в невежестве. Когда люди чего-то не знают, ими проще манипулировать».
Самая молодая участница жюри в истории Каннского фестиваля, 21-летняя Эль Фаннинг призналась, что была в шоке, когда ей позвонили с предложением поработать на престижном киносмотре. «Я определённо молодая, но я начала сниматься в кино ещё с детства, и начинала у лучших (показывает на Иньярриту). Горжусь, что мне выпала честь представлять голос молодого поколения, я просто очень рада быть здесь!»