Крупный фестиваль — место особенное. Первое впечатление от приезда в Суздаль — это душевность. Дальше — больше, ведь на открытии, помимо стандартных приветственных речей, гостей ожидали небольшие творческие номера и романтические нарезки прошлых лет, позволяющие завсегдатаям вспомнить теплую атмосферу, а новичкам — познакомиться с местной открытостью и простотой. Сам Суздаль тоже присоединился к празднику, встретив гостей отличной погодой. Несмотря на рассказы о международном статусе мероприятия, собравшего анимацию не только российских авторов, сам фестиваль пытается не замечать мировых проблем.
В Суздале не боятся коронавируса. Здесь над ним только потешаются, взамен предлагая влюбиться в местную анимацию. Интересная замена нарастающей панике, но гостей и участников эта проблема не обошла стороной. Одна из главных приглашенных звезд, японский аниматор Кодзи Ямамура, в последний момент решил отказаться от посещения фестиваля и своего мастер-класса. Его незримое присутствие ограничилось присланной подборкой короткометражных работ из Страны восходящего солнца, где он вместе с учениками представил азиатское видение мультипликации.
Конкурсная программа фестиваля поделена на два блока, которые состоят из авторской и коммерческой анимации. Первая — наиболее обширная и включает выпускные дипломные работы студентов, фильмы-дебюты, детский короткий метр и работы известных авторов. Преимущественно выделяются ученики ВГИКа и анимация, созданная при поддержке «Союзмультфильма», буквально захватившие конкурс. Коммерческая анимации вышла немного скромнее и состоит из единичных серий будущих и вышедших мультсериалов. Где-то в стороне оказался конкурс полнометражных работ. Большая часть из них уже вышли в кинотеатрах: «Иван Царевич и Серый Волк 4», «Урфин Джюс возвращается», «Волки и Овцы: Ход свиньей», «Стрела Наследия 2. Семь жемчужин» и «Фиксики против Кработов».
Открытие кинофестиваля
В рамках открытия прошел ознакомительный показ конкурсной программы, собранной из всех блоков. Первым стал анимационный клип Ивана Дорна «Дичь», созданный при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Яндекс.Музыки. Экспериментальная некоммерческая работа, собравшая множество разных графических стилей со всех уголков мира. Сама история незамысловата и рассказывает о жизни исчезающих видов птиц, занесенных в Красную книгу. Следующим стал показ мультсериала «Пиратская школа». Красочная история юных пиратов, только знакомящихся с суровым миром разбойной жизни и первыми тумаками. Свердловская студия анимации «А-фильм» привезла короткометражку «Десерт» о жестокой борьбе фруктов за сердце прекрасной вишенки, с ярким исполнением и неожиданным концом. Наиболее актуальным высказыванием стало обращение к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», которое воплотилось в черно-белый мультфильм «Птица-тройка и ее пассажиры». Создателям удалось не только передать основное настроение писателя, но и показать неконтролируемое развитие общества, буквально как скоростной поезд несущегося в неизвестность.
Не обошлось и без показа мультфильма выпускников ВГИКа «Голос большого города», выполненного в компьютерной 2-D анимации. Это состоящая из коллажей история любви двух журналистов, волей судьбы постоянно оказывающихся в самой гуще событий. Внутри много отсылок к старому американскому кинематографу с Одри Хепберн и «Поющими под дождем». Самым странным оказался экспериментальный проект «Цифры». В нем 11 аниматоров предложили разнообразные формы и визуальные связи для цифр, которые команда смогла разглядеть в реальной жизни. Также были показаны трогательные истории под названием «Рысь в большом городе» и «Свинг». В первой обаятельное большое животное знакомится с заснувшим мегаполисом, моментально покоряя сердца зрителей своей непосредственностью и любознательностью. Вторая рассказывает о силе музыки, способной подарить любовь к жизни и помочь посудомойке из дорогого ресторана пережить любые трудности.
День 1
Открывали конкурсную программу 19 студенческих работ, выделяющихся своей серьезностью и мрачностью. Большая часть мультфильмов ощущаются ожившим сеансом психотерапии, позволяя заглянуть в волнующие и болезненные размышления молодых авторов. Они рассказывают о семье, далеких родственниках и ещё менее близких национальных связях, исторических трагедиях и перенаселенности метрополитена. На их фоне сильно выделяются две документальных работы, рассказывающие о рэпе и crossdresser-культуре мужского преображения в эпатажные женские образы. Самые веселые и яркие работы также вызывали овации переполненного зала.
Продолжили основную конкурсную программу 6 дебютных анимационных картин. Первую половину из них можно описать словом трогательный. «Теплая звезда» рассказывает историю о детях и неожиданной находке — упавшей небесной звезде. Детская доброта дарит ей новую жизнь и помогает вернуться на законное небесное место. Короткометражка «Девочка-птичка» показывает обычную семью, в которой маленькая девочка мечтает стать птичкой и летать вместе с пернатыми друзьями. Главным героем мультфильма «Яблоневый человек» стало волшебное древоподобное существо, скрывающееся от людей и познающее силу природной красоты. Вторая половина показа оказалась ориентирована на взрослых. Например, «Выпускной» — мрачная история двух мужчин на пути в провинциальный городок. Их обыденную жизнь перевернет неожиданная встреча с юными выпускницами, репетирующими танец под промозглым июльским дождем. На этом мы не расстаемся с погодой. «Дождь под горой» показывает рабочие будни волшебного мира, где метеорологи и Пастухи облаков контролируют атмосферные явления и приручают их на благо людей. Завершает показ специфический мультфильм «Анна, кошки-мышки» об одинокой девушке, которая с нежностью укрощает мужской гнев и агрессию, разрушающие все вокруг.
Завершала анимационные показы первого дня внеконкурсная программа японского аниматора Кодзи Ямамуры и его студентов. Она сильно контрастировала с конкурсом, предлагая больший метафоризм и глубину со специфическим колоритом Страны восходящего солнца. На фоне мастера работы начинающих авторов выглядели смелыми экспериментами, пытающимися уйти в сторону от академизма, но не все из них можно назвать удачными.
Разбавляли показы деловые сессии. В рамках первого дня прошел конгресс о вопросах лицензирования контента, где начинающим авторам подробно рассказали о рынке и способах заработка на мультипликации, продолжающей жить в виде игрушек и популярных детских товаров. Его продолжила ярмарка сценариев молодых писателей, которые представили жюри свои разнообразные идеи еще в начале анимационного пути. Например, терапевтический вертикальный веб-сериал «Дребедень», в новом формате оживляющий малоизвестные сюжеты из русских сказок, и «Метрунья» — короткометражная история, в яркой и простой форме рассказывающая детям о жизни и легендах московского метрополитена.
Константин Киценюк