Этот год стал особенным. Закончив юбилейный XXV смотр прямо перед началом пандемии, Суздальский анимационный фестиваль нашел возможность вернуться вновь и даже стать ближе ко всем, не лишив любимых зрителей праздника. Главным нововведением стала гибридная форма показов. Теперь все желающие могут присоединиться к фестивалю из любой удобной точки благодаря платформе «Суздаль Онлайн». Просмотр доступен как на официальном сайте, так и в приложении, сделавшем настоящий шаг вперед. Но это скорее обязательная данность пандемийных времен. Несмотря на это, фестивалю удалось сохранить главное — привычный формат, позволив аниматорам и профессионалам индустрии со всей страны собраться под одной крышей и увидеть программу на большом экране.
Фестиваль понимает текущую ситуацию и пытается соблюдать меры предосторожности и ограничения. Первым мультфильмом открытия стала социальная реклама о пандемии, о трудной и ответственной миссии врачей, которые находятся на передовой в борьбе с коронавирусом. Подобное проявление уважения задает общий тон и напоминает нам о самом главном. Тема будет всплывать и в дальнейших показах, рассказывая об этой проблеме в разных жанрах и форматах. Одним из таких стал пародийный студенческий мультфильм «Сева килз коронавирус». Перед нами попытка поразмышлять о происходящем с точки зрения популярных зарубежных боевиков, оборачивающаяся пародией на «Терминатора» и «Внутреннее пространство», с узнаваемой озвучкой времен VHS-проката.
Очень близкими к этой теме оказываются мультфильмы о внутренних проблемах, скрытых от других. Анимация становится хорошим инструментом для воплощения тонкостей внутреннего мира человека и отлично иллюстрирует попытки убежать от внешних обстоятельств. Здесь разговаривают о тревожности, непонимании и желании закрыться в себе. Например, мультфильм «Тревожность и тревога» больше похож на аудиовизуальную памятку с подсказками, как справляться с подобными трудностями. В короткометражке «Колпачок — это личное дело каждого» девочка укрывается в выдуманном сказочном мире, в который убегает от постоянных обид и агрессии недружелюбной реальности. Вымышленные друзья становятся единственной возможностью преодолеть эти трудности и не сломаться под тяжестью окружающего давления. Но случаются и обратные примеры. Мультфильм с говорящим названием «Брекеты» показывает пугающий прием у стоматолога. Правда, на этот раз зрителей ждет неожиданный и счастливый финал.
«Портрет скучного человека» можно назвать переходным мультфильмом, связывающим страхи и призывы не откладывать жизнь на потом. Он рассказывает историю об одиночестве и неуверенности, обернувшихся первой несчастной влюбленностью. Короткометражка выделяется и визуальным стилем, напоминающим знаменитые комиксы о «Скотте Пилигриме». Моментально запоминается непростая история «В сторону маяка» о студентке медицинского, погрязшей в бесконечной учебе и очень близкой к нервному срыву. Спасает от него домашний кот: он вынужден стать проводником по ее сознанию и напомнить о прекрасных моментах детства, работающих не хуже профессиональной психотерапии.
Здесь же короткометражка «3 способа помыться», где принятие ванны превращается в погружение в себя, показывая прелесть одиночества. О насущных социальных проблемах разговаривают в мультфильме «Блин, Хочу», в котором в очень короткой форме иллюстрируется скудность общества, выбравшего тупиковый путь потребления. Хотя случаются небольшие несоответствия между формой и содержанием. Например, мультфильм «Жадина» исполнен в очень красочном и запоминающемся стиле, вот только история оказывается слишком примитивной и оборачивается очередным нравоучением о важности реального общения и бездушности смартфонов.
Старт XXVI Открытого российского фестиваля анимационного кино смог уловить настроения ушедшего года, стать доступнее и визуализировать тревоги сегодняшнего дня. Да, часть из них остаются универсальными, но именно сейчас они вдохновили авторов начать важный диалог со зрителями. И это только старт. Впереди нас еще ждет масса открытий и впечатлений.