Большая часть популярных романтических фильмов так или иначе пропагандируют нездоровое представление о любви — ведь людям банально неинтересно смотреть на героев, которые уважают и по-настоящему ценят друг друга. Эмоциональные качели, абьюз и безумные шекспировские страсти цепляют куда больше, чем обычное человеческое взаимопонимание.
Проблема в том, что кинематограф, в силу своей художественной выразительности, во многом формирует наше восприятие окружающего мира — отношения, в которых люди безостановочно уничтожают друг друга, многими воспринимаются как норма и даже эталон.
1. «Дневник памяти»
Культовая экранизация одноименного романа Николаса Спаркса определенно во многом оказалась лучше книги. В первую очередь, конечно, из-за потрясающей экранной химии между персонажами Райана Гослинга и Рэйчел МакАдамс. Однако месседж, который несет в себе «Дневник памяти», очень обманчив и даже вреден для восприимчивого зрителя. Проблемы главных героев начинаются уже с этапа непосредственного знакомства — Ной, буквально угрожая самоубийством, заставляет Элли пойти с ним на первое свидание. Когда эти двое вступают в романтические отношения, между ними нет и секунды взаимопонимания — пара постоянно ругается, в какой-то момент ссоры даже приводят к физическому насилию. Усугубляет ситуацию тот факт, что герои сильно социально неравны — выросший в бедности Ной понимает, что никогда не сможет предоставить своей возлюбленной комфорт, к которому она привыкла. Элли же фактически жертвует всей своей жизнью ради него, отказываясь от перспективного замужества. В итоге оба испытывают максимальную фрустрацию, которая выливается в безумные эмоциональные качели.
2. «Унесенные ветром»
Еще одна экранизация книги — на этот раз любовного романа Маргарет Митчелл, в свое время он стал настоящей классикой современной литературы. Тем не менее это не отменяет того факта, что отношения главных героев — Ретта Батлера и Скарлетт О’Хары – в общем и целом крайне далеки от идеала. Оба персонажа представлены как оппортунисты, самовлюбленные эгоисты и снобы. Эти качества определенно их сближают, но не особо помогают во взаимопонимании. Главная ошибка Ретта заключается в том, что он женится на девушке, зная, что она влюблена в другого мужчину. Батлер искренне надеялся, что сможет добиться расположения Скарлетт, но в итоге он лишь взрастил непомерное чувство обиды к молодой супруге. Главным абьюзером в этих отношениях кажется именно Скарлетт, которая постоянно унижала и оскорбляла своего возрастного мужа, однако на самом деле им обоим было максимально некомфортно находиться в обществе друг друга.
3. «Призрак оперы»
За развитием отношений героев мюзикла «Призрак оперы» интересно наблюдать на большом экране, однако в реальной жизни Эрику и Кристине определенно бы понадобилась помощь психотерапевта. Во-первых, Эрик — настоящий агрессивный сталкер, который, кажется, вообще не понимал, что такое личные границы другого человека. Во-вторых, Кристина, ввиду своей наивности, принимала этого абсолютно жуткого персонажа за настоящего ангела, а он только подогревал ее больные фантазии. Довольно быстро становится очевидно, что Эрик на самом деле никогда не любил Кристину, он лишь романтизировал свое иллюзорное представление о ней, которое, впрочем, не имело ничего общего с реальным положением вещей. Он просто никогда не знал эту девушку по-настоящему.
4. «Секс в большом городе»
«Секс в большом городе» принято ассоциировать с культовым сериалом Даррена Стара, в котором четыре тридцатилетние подруги пытались найти любовь в большом городе. Однако не стоит забывать, что впоследствии шоу получило целых два полнометражных фильма, где главная героиня в исполнении Сары Джессики Паркер наконец-то получает шанс выйти замуж за мистера Бига или мужчину своей мечты. На самом деле, даже в начале нулевых, когда абьюз в отношениях не считался чем-то криминальным, роман Керри и Бига вызывал много вопросов. В первую очередь, потому что сам Биг всегда вел себя как нарцисс, который использовал главную героиню для самоутверждения. В реальной жизни такая любовь никогда бы не получила продолжения — мисс Брэдшоу с большей вероятностью осталась бы в одиночестве. Ее отношения с Эйданом, которые многие считают показательными, на самом деле также сложно назвать здоровыми. Эйдан все время пытался переделать девушку, изменить ее привычки и образ жизни, как-то интегрировать ее под себя, вместо того чтобы воспринимать Кэрри такой, какая она есть.
5. «Клуб “Завтрак”»
Один из главных романтических хитов 80-х годов рассказывает о группе старшеклассников, которые волею судьбы вынуждены коротать субботний день в компании друг друга — все герои очень непохожи друг на друга и вращаются в разных социальных кругах, однако день, проведенный вместе, не только сближает их, но и пробуждает скрытые чувства. Так, первая красавица выпускного класса Клэр Стэндиш в конце фильма подарила поцелуй главному школьному хулигану Джону Бендеру. Казалось бы, идеальное завершение романтической истории. Увы, токсичный контекст этих отношений портит все приятные впечатления. Непонятно, на чем вообще основана симпатия Клэр — большую часть времени Бендер систематически унижает ее, задавая провокационные личные вопросы. При этом Джон выглядит так, будто искренне наслаждается дискомфортом девушки. В одном из эпизодов Бендер и вовсе забирается под парту, за которой сидит Клэр, чтобы затем просунуть голову между ее ног. И, что самое главное, Бендер никогда не извиняется перед Клэр и не раскаивается за свое поведение. Но в итоге они почему-то все равно остаются вместе.